29.05.2020

Тенденции международного налогового планирования (часть 6).

Смена (выбор) налогового резидентства как краеугольный камень налогового планирования. Не сказать, что целенаправленное изменение налогового резидентства — какой-то новый тренд в налоговом планировании. Тем не менее, мы полагаем, что именно сейчас получение статуса иностранного налогового резидента приобретает особое значение и новые варианты использования. И вот почему.

Не секрет, что смена налогового резидентства для россиян стала наиболее актуальна в 2015 году, когда появилось новое для наших клиентов законодательство о контролируемых иностранных компаниях («КИК»). Большую популярность тенденция начинает обретать с 2016 года, то есть в первый год, когда стало необходимо определять налоговое резидентство контролирующих лиц (читай бенефициаров) иностранных компаний, чтобы в 2017 году впервые отчитаться о КИК налоговому органу. Ведь в отличие от сравнительно небольшого штрафа за неуведомление об участии в иностранных компаниях в размере 50 000 рублей, признание лица контролирующим может повлечь уже не только штраф в размере 100 000 рублей, но в определенных случаях также и обязанность по уплате налога и, соответственно, ответственность за его неуплату.

Не будем подробно описывать, когда резиденту России требуется уплатить налог в связи с наличием у КИК нераспределенной прибыли (читай по ссылке). Отметим лишь, что очень многих перспектива такого дополнительного финансового бремени не обрадовала. Помним, как в 2015-2017 годах многие клиенты, когда впервые слышали о новых налоговых обязанностях, в лучшем случае смотрели на нас с недоверием, в худшем — как на умалишенных. “С какой это радости я должен платить налоги с того, что получил не я, а моя компания, которая по деятельности никак не связана с Россией!?” — наиболее мягкая форма удивления того времени.

Ликбез за последние годы сделал свое дело и уже никто не удивляется наличию в законе обязанностей, связанных с КИК. Но желания платить налог с результатов деятельности иностранных компаний за это время не прибавилось….И хотя остаются способы налоговой оптимизации, при которых налог с нераспределенной прибыли КИК не подлежит уплате в РФ даже при сохранении бенефициаром российского налогового резидентства (данные варианты определяются индивидуально с клиентами в рамках консультационных услуг), все же не всем предпринимателям данные опции подходят в полной мере. В таких реалиях смена налогового резидентства для физического лица стала решением наболевшего вопроса.

NB: Смена налогового резидентства для физических лиц (как мы любим добавлять «в строгом соответствии с законом») — это абсолютно легальный способ получить освобождение от подачи отчетности по КИК и необходимости платить НДФЛ от источников за пределами РФ (подробнее – по ссылке).

Собственно, этим инструментом воспользовались многие бизнесмены. Точной цифры сменивших резидентство предпринимателей, конечно, нет, но поговаривают, что из одного только списка Forbes к таковым можно отнести около трети бизнесменов (https://www.newsru.com/finance/06jun2017/disclosingoffshore.html, https://www.forbes.ru/biznes/351499-konec-ofshornoy-zavesy-kakuyu-stranu-vybrat-pri-smene-nalogovogo-rezidentstva…).

Тут читатели возразят: «Но это же, получается, давний тренд, почему все-таки Вы заговорили о нем сейчас?». Ответим — есть две новые детали.

  • Во-первых, возросшая актуальность смены резидентства в современных реалиях. Постоянное ужесточение норм закона и практики фискальных органов сужают круг инструментов налогового планирования. И это приводит к тому, что те, кто ранее предпочитал использовать более простые варианты оптимизации, вынуждены теперь все чаще прибегать именно к смене налогового резидентства.
  • Во-вторых, сейчас смена налогового резидентства стала активно использоваться не только на уровне бенефициара, но и на уровне самой иностранной компании. И до последнего времени потенциал данного варианта был недооценен.

Менять налоговое резидентство иностранной компании есть смысл в целом ряде случаев — в связи с повышением налогов или введением требований substance, из-за приобретения в коммерческих целях недвижимости в стране, с которой нет соглашения об избежании двойного налогообложения, и в связи с иными обстоятельствами. И здесь нельзя не упомянуть, что и президент России давеча подкинул новый повод задуматься о смене резидентности иностранных компаний, потребовав увеличения налога на процентные доходы и дивиденды, выплачиваемые из России в офшорные юрисдикции (интересно, что под этим термином понимают “там”?) — http://kremlin.ru/events/president/news/63061.

Власти уже запустили процесс изменения двусторонних соглашений с Кипром, Люксембургом, Мальтой, и есть все основания полагать, что для этих стран новые ставки будут согласованы в ближайшее время. Это означает, что со следующего года дивиденды и проценты уже будут облагаться 15% налогом. Остальные страны (“огласите, пожалуйста, весь список”), соглашения с которыми подвергнут пересмотру, определят, видимо, позже. И пока до конца года еще есть время, чтобы подготовиться к грядущим изменениям, кипрские, мальтийские, люксембургские компании имеют возможность поменять свое резидентство. Другой вопрос — разумно ли это делать и ради чего.

Может мы кого-то удивим, но и в такой ситуации, и в ряде иных менять налоговое резидентство КИК есть смысл в том числе и на российское (хотя большинство клиентов в страшных снах видят перспективу, что их КИК-и признают налоговыми резидентами России). Так, например, очень выгодно и удобно, если клиент использует кипрский КИК исключительно в качестве холдинга, применяет сквозной подход при выплате дивидендов и переводит их в итоге в пользу физических лиц — резидентов России. В этом случае будет эффективно сохранить кипрскую юрисдикцию для использования надежного и удобного корпоративного права для регулирования отношений акционеров, а российскую — выбрать в качестве юрисдикции налогового резидентства для упрощения налогового администрирования и снижения рисков привлечения к ответственности.

Таким образом, говоря о смене налоговой резидентности как инструменте налогового планирования, мы все чаще имеем в виду актуальность данной опции не только для бенефициара, но и для самой иностранной компании.

P.S. Кстати, вот еще список трендов, которые мы в своем блоге отметили достаточно давно, но, которые сохраняют свою актуальность:
Эра публичности владельцев компаний — https://taxhouse.ru/blog/trends5-beneficiaries-transparency/
Агрессивное налоговое планирование — https://taxhouse.ru/blog/trends4/
Управление налоговыми рисками — https://taxhouse.ru/blog/trends3/

Содержание страниц сайта нотариально удостоверено.
Копирование и дальнейшее использование информации с сайта https://taxhouse.ru/ без письменного согласия администрации сайта запрещено!