07.01.2018

Что нужно знать об изменениях законодательства в сфере ВЭД в 2018 году.

Отмена паспорта сделки и другие нововведения.

С точки зрения российского законодательства, чтобы вести бизнес с иностранными партнерами, недостаточно подписать контракт, закрепляющий согласованные условия сделки. Валютные операции находятся под контролем государства. Поэтому если вы поставляете товар за границу или иностранная компания оказывает вам услуги, вы наверняка знаете, что договоры «с иностранным элементом» требуют особого взаимодействия с банками.

Только за второе полугодие 2017 года были приняты, по крайней мере, два важных нормативных акта в сфере валютного контроля. Речь идет о новой Инструкции Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И [1] (далее – «Инструкция 181-И», «новая Инструкция») и поправках в закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [2], введенных Федеральным законом N 325-ФЗ от 14 ноября 2017 года [3].

31 декабря 2017 года станет последним днем действия Инструкции Банка России N 138-И, принятой 04 июня 2012 года (далее – «Инструкция 138-И», «старая Инстукция»)[4], о которой мы писали ранее. Напомним, что в соответствии с данным нормативным актом резидент обязан открыть в банке паспорт сделки, если цена контракта с нерезидентом превышает 50 тысяч долларов. На смену данному документу приходит Инструкция 181-И.

Комментарий ЦБ о новой Инструкции. Как отмечается в информации пресс-службы Центрального Банка, новый порядок направлен на либерализацию требований валютного контроля. Новая Инструкция 181-И призвана уменьшить нагрузку на резидентов в сфере документооборота по валютным операциям. Из содержания документа, в то же время, ясно, что «либерализация» не означает полной отмены контроля за валютными операциями. Снижение требований выразится в том, что пакет документации, предоставляемый резидентами по контракту, станет меньше. Также возрастет  минимальное значение цены договора, по достижении которого по такому договору потребуется предоставление банку большего количества документов.

Обзор нововведений в соответствии с новой Инструкцией 181-И.

i. Учет контракта вместо паспорта сделки.

Основным нововведением является отмена паспортов сделок. Теперь внешнеторговые контракты необходимо ставить на учет. Как и в случаях с паспортами сделки, учету подлежат не все договоры с нерезидентами. Но теперь важное значение приобретает направленность контракта на экспорт или импорт. Порядок учета экспортных и импортных сделок различается. Учет контрактов требуется, если цена импортного контракта оценивается в 3 миллиона рублей и более, а по экспортным договорам точкой отправления является 6 миллионов рублей. 

Для учета договора резидент должен представить в банк пакет документов. Каждому контракту, который ставится на учет, присваивается уникальный номер. Процедура постановки на учет должна занимать у банка всего один рабочий день. Напомним, что для открытия паспорта сделки по старой Инструкции 138-И требовалось до трех рабочих дней.

ii. Банк не сможет отказать в постановке контракта на учет.

Новый порядок исключает отказ банка в постановке контракта на учет. Это отличает новую Инструкцию от действующей до 1 января. Так, по старому порядку, банк мог правомерно отказать в оформлении паспорта сделки, если данные, указанные в контракте, не соответствовали сведениям в заполненной форме паспорта сделки. Теперь банк в любом случае должен будет поставить контракт на учет.

iii. Порядок взаимодействия с банком по сделкам до 200 тысяч рублей.

Ранее при сумме сделки, не превышающей одной тысячи долларов, резидент был вправе предоставлять в банк только справку о валютной операции. Предоставление иных документов в такой ситуации не требовалось. С 1 января 2018 года по договорам с суммой обязательств менее 200 тысяч рублей не потребуется представления документов, связанных с проведением валютных операций. В этом случае резидент должен предоставить только информацию о коде вида операции.

iv. Отмена справок о валютных операциях.

Наряду с паспортами сделок, отменяются также справки о валютных операциях. Ранее такая справка была одним из основных документов, оформляемых резидентом. В то же время требование о предоставлении документов-оснований по валютным операциях в новой Инструкции сохраняется.

v. Иные изменения.

Ранее резидент в ряде случаев должен был предоставлять в банк ведомость валютного контроля. Например, такое действие требовалось при переводе контракта на обслуживание в другой банк. Теперь банк самостоятельно запрашивает ведомость в электронном виде в Банке России.

Инструкция также предусматривает сокращение ряда сроков осуществления действий банками. Так, уменьшен срок проверки документации по снятию контракта с учета (ранее — закрытию паспорта сделки), а также срок, по истечении которого банк вправе самостоятельно снять полностью исполненный или полностью не исполненный контракт с учета (ранее – закрыть паспорт сделки).

Последствия вступления в силу новой Инструкции.

Исходя из текста новой Инструкции, изменения повлекут следующие последствия:

  • уменьшается «документальная» нагрузка на резидентов: основные обязанности по оформлению документации переносятся на банки, резидентам нужно будет готовить меньше документов;
  • вводится различный порядок оформления в банке экспортных и импортных контрактов: повышено значение цены сделки для экспортных операций, при котором потребуется постановка контракта на учет (ранее – при превышении которого требовалось оформление паспорта сделки);
  • повышается значение цены сделки, с которого по внешнеторговой сделке требуется предоставление документации: теперь документация не предоставляется в обязательном порядке при сумме внешнеторгового контракта до 200 тысяч рублей (хотя может быть запрошена);
  • уменьшается количество оснований для привлечения к ответственности за валютные правонарушения: сокращено количество документов, предоставляемых в банк при осуществлении валютных операций, а, следовательно, привлечь к ответственности за их непредоставление будет нельзя;
  • увеличивается скорость оформления внешнеторговых операций в банке: предусматривается сокращение сроков осуществления банком отдельных действий.

Переходные положения.

Если паспорт сделки оформлен, но еще не закрыт в 2017 году, в 2018 году его автоматически признают закрытым. При этом договор, по которому оформлен паспорт сделки, поставят на учет в соответствии с новым порядком. Номер паспорта сделки при этом станет уникальным номером контракта.

Тем, кто представил документы на оформление паспорта сделки в 2017 году (при этом паспорт сделки еще не был оформлен) и тем, у кого по состоянию на 2017 год есть оформленные и незакрытые паспорта сделок, советуем проверить правильность переноса банками информации из паспортов сделок (или информации, представленной для их оформления) в реестр действующих контрактов.

Валютный контроль: ужесточение требований.

Изменение требований по взаимодействию с банками по новой Инструкции 181-И — не единственные нововведения в сфере валютного контроля. С 14 мая 2018 года изменится и закон «О валютном регулировании и валютном контроле».  Принятые Федеральным законом N 325-ФЗ от 14 ноября 2017 года [4] поправки направлены отнюдь не на либерализацию действующего законодательства. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, его целью является устранение условий, способствующих нарушениям в сфере валютного регулирования. Эти изменения предполагают ужесточение требований к внешнеторговым контрактам, расширение оснований для отказа в проведении валютной операции со стороны банка и повышение установленных размеров ответственности за нарушение валютного законодательства.

Указание сроков во внешнеторговом контракте станет обязательным.

Предыдущая редакция закона «О валютном регулировании и валютном контроле»  позволяла резиденту указать «ожидаемые сроки» в отношении сроков получения выручки или исполнения иных обязательств со стороны нерезидента. Согласно принятым поправкам, в договорах между резидентами и нерезидентами должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств. Таким образом, отсутствие данных сроков в контракте фактически является нарушением требований закона. Соответственно, такая сделка может быть признана недействительной в соответствии со статьей 168 ГК. Поправки, однако, не наделяют правом подавать иски о признании сделок недействительными органы валютного контроля, хотя Минфином ранее такие изменения предлагались [5].

Также исходя из новых изменений закона, о которых мы расскажем далее, отсутствие информации о сроках в договоре может привести к отказу в осуществлении валютной операции банком по данному контракту.

Расширен перечень оснований отказа в проведении валютных операций

Ранее банки были вправе отказывать в проведении валютной операции по двум основаниям: в связи с непредоставлением документов (предоставлением неверных документов) или при подозрениях, что операция направлена на легализацию незаконно полученных денежных средств или финансирование терроризма. С 14 мая 2018 года такой отказ будет возможен и в иных случаях.

Банки будут вправе отказывать в осуществлении валютной операции, если резидент представил документы, не соответствующие требованиям закона. Также такой отказ будет возможен по причине нарушения валютного законодательства. Речь идет, например, о нарушении резидентами требований в отношении валютных операции между резидентами, нарушениях в области регулирования счетов резидентов в банках, расположенных за пределами РФ, о злоупотреблении правами и неисполнении резидентами обязанностей.

При этом в новой редакции закона перечень оснований для отказа закреплен описательно. В соответствии с изменениями, уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае, если ее проведение нарушает требования актов валютного законодательства РФ.

Ужесточение ответственности за валютные правонарушения.

Поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» сопровождаются внесением изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за валютные правонарушения. Повышаются штрафы для должностных лиц за ряд валютных правонарушений до 20-30 тысяч рублей. Вводится ответственность для должностных лиц в виде дисквалификации при совершении правонарушений повторно. Как указано в пояснительной записке к законопроекту, изменения направлены на то, чтобы пресечь «возможность создания одними и теми же лицами неограниченного количества юридических лиц для осуществления противоправной деятельности».

Последствия принятия поправок.

Российской компании теперь придется каждый раз при подписании внешнеторгового контракта убеждаться, что стороны согласовали сроки исполнения обязательства. Причем даже тогда, когда для сторон они не являются существенными и не указаны в применимом законе в качестве таковых. Резидент должен будет убедить иностранного контрагента в том, что указание сроков во внешнеторговом контракте необходимо по российскому законодательству.

На практике бывают ситуации, когда по объективным причинам сложно указать сроки исполнения обязательств. Например, если в договоре подряда есть условие о выплате дополнительного вознаграждения подрядчику за достижение определенного результата и о его утверждении со стороны заказчика. Также российские компании сотрудничают с компаниями-монополистами и крупными зарубежными поставщиками, которые зачастую работают по типовым шаблонам. В этом случае добиться правок в такие договоры для российских организаций на практике крайне сложно.

В случае, когда резидент РФ находится в слабой переговорной позиции или есть объективные причины невозможности указания точных сроков исполнения обязательств, указанные законодательные нововведения могут привести к тому, что российским компаниям придется либо соглашаться с неминуемым нарушением валютного законодательства, ставя под угрозу саму возможность осуществления валютных операций по внешнеторговой сделке, либо отказываться от сотрудничества с непреклонным иностранным партнером.

Кроме того, в законе не предусмотрено никаких инструкций в отношении уже заключенных к моменту вступления в силу поправок договоров.

Изменения в сфере валютного регулирования: резюме

Новая Инструкция 181-И снимает часть нагрузки в сфере документооборота с резидентов при работе по внешнеторговым контрактам. Однако кардинально порядок взаимодействия с банками не меняется. Новые стандарты облегчат работу, главным образом, по экспортным контрактам и контрактам с ценой до 200 тысяч рублей.

В то же время говорить о либерализации в сфере валютного регулирования и контроля в целом было бы преждевременно. С 14 мая 2018 года вступят силу поправки, внесенные 325-ФЗ, которые ужесточают ответственность за нарушение валютного законодательства и предусматривают новые возможности отказа в совершении валютной операции банками. Причем перечень оснований отказа закреплен таким образом, что при любом, даже формальном нарушении положений актов валютного законодательства, банк будет вправе отказать в проведении операции. Это может привести к увеличению случаев необоснованного отказа в осуществлении валютных операций, в том числе по формальным основаниям. При этом спорен вопрос о том, является ли такой отказ основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств по внешнеторговому контракту российским резидентом.

Вводятся дополнительные требования к контрактам в сфере внешнеторгового оборота по указанию сроков, что может затруднить работу добросовестных компаний с иностранными партнерами. Полностью оценить грядущие изменения и их практические последствия можно будет после вступления поправок в силу.

[1] Инструкция Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» http://www.cbr.ru/analytics/?PrtID=na_vr&docid=408

[2] Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О валютном регулировании и валютном контроле»

[3] Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ  «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

[4] Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И (ред. от 25.04.2017) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»

[5] http://regulation.gov.ru/projects?type=ListView#npa=44673http://regulation.gov.ru/projects?type=ListView#search=%D0%BE&npa=58733

Содержание страниц сайта нотариально удостоверено.
Копирование и дальнейшее использование информации с сайта https://taxhouse.ru/ без письменного согласия администрации сайта запрещено!