Представление интересов в налоговых органах и судах по делам о контролируемых иностранных компаниях и признании иностранных компаний налоговыми резидентами России

Законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК) принято сравнительно недавно и пока еще рано говорить о сложившейся практике его применения контролирующими и судебными органами (информацию об актуальных вопросах практики применения закона о КИК смотри в нашей статье — Деофшоризационное законодательство: закон о КИК и практика его применения спустя четыре года после вступления в силу).

Однако налоговые органы на местах все чаще направляют налогоплательщикам запросы и требования в ситуациях, когда те являются акционерами, участниками и контролирующими лицами иностранных компаний и даже директорами.

В качестве источника данных о контролируемых иностранных компаниях налоговыми органами могут использоваться как сведения, полученные в результате автоматического обмена информацией (подробнее в нашей статье – Как работает глобальный автоматический обмен информацией?), так и в результате обмена информацией по запросу в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения, а также данные инициативного (спонтанного) обмена во исполнение Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам Совета Европы и ОЭСР 1988 года.

Кроме того, контролирующие органы также используют данные коммерческих ресурсов, например, сведения из информационной базы Bureau van Dijk.

Также имеют место случаи, когда налогоплательщик сам служит источником информации для последующих запросов налоговых инспекторов. Например, когда, представив уведомление об участии в иностранной компании, полагает, что у него отсутствует обязанность подавать также и уведомление о КИК. В этом случае при формировании требования представить уведомление о КИК источником информации служит уведомление об участии в иностранных компаниях, ранее поданное налогоплательщиком.

С какими же типовыми ситуациями в сфере действия законодательства о КИК и признании компаний налоговыми резидентами России может столкнуться налогоплательщик?

Ситуация: получен запрос от налогового органа

При получении запроса налогоплательщику, который не всегда имеет желание самостоятельно разбираться в тонкостях законодательства о КИК, может потребоваться помощь специалистов в данной сфере, в том числе адвоката по делам о КИК. Ведь такой запрос, как правило, является шагом на пути привлечения к ответственности.

В то же время штраф за нарушения, связанные с КИК, является дополнительным и иногда ощутимым расходом. Так, за непредставление уведомления об участии (изменении, прекращении участия) в иностранной компании предусмотрен штраф в 50 000 рублей, а за неподачу формы КИК – 100 000 рублей. При этом если уведомления об участии (изменении, прекращении участия) в иностранной компании подаются однократно при возникновении соответствующих оснований, то уведомление о КИК — ежегодно при наличии контроля в отношении иностранной компании на контрольные даты.

Штраф назначается за непредставление уведомления в отношении каждой иностранной компании. Все это означает, что при наличии незадекларированной КИК возможно назначение нескольких штрафов в зависимости от длительности контроля над компанией и наличием официального участия в ней.

Следует заметить, что в ситуации, когда налогоплательщик получил запрос от налогового органа, просто направить истребуемое уведомление в ответ на него без штрафа не получится, ведь за любую просрочку в представлении уведомления, будь то просрочка в один год или один день, в любом случае назначается штраф.
В то же время налоговый орган принимает решение о привлечении к ответственности в том числе и на основании пояснений, полученных от налогоплательщика. Нередки случаи (в том числе и в нашей практике), когда сотрудник налоговой инспекции, рассмотрев ответ налогоплательщика, соглашается с его позицией и не привлекает его к ответственности.

Кроме того, как показывает опыт, налоговый орган может на основании пояснений и ходатайств налогоплательщика снизить размер штрафа в несколько раз. Обосновать наличие смягчающих обстоятельств для уменьшения штрафа без помощи специалиста с опытом в сфере КИК или адвоката, специализирующегося на делах о КИК, может быть тяжело. Заметим — обязанности по снижению штрафа у налогового органа нет и смягчающие обстоятельства за налогоплательщика налоговый орган отыскивать не будет.

Ситуация: налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности

В случае, если налогоплательщик все-таки привлечен к налоговой ответственности, он не лишен права оспорить законность решения налогового органа путем обращения к вышестоящему должностному лицу и в суд.

На практике нередки случаи незаконного привлечения к ответственности. Причиной тому является и то, что для налоговых органов законодательство о КИК еще не успело стать хорошо «опробованным» на практике, и то, что формулировки закона достаточно сложны для восприятия и могут вызывать неоднозначное толкование.
В ситуации привлечения к ответственности для налогоплательщика важно понимать, является ли решение налогового органа законным и обоснованным, а также каковы перспективы его оспаривания. В данном случае также является актуальным привлечение к вопросу специалиста по КИК.

Ситуация: признание иностранной компании налоговым резидентом России

Закон о КИК закрепил новые случаи, когда компания может быть признана налоговым резидентом России. До принятия поправок налоговым резидентом являлись только организации, учрежденные в России. После вступления в силу закона о КИК дополнительным основанием для признания юридического лица налоговым резидентом России является установления факта управления компанией с территории России. Таким образом, и иностранная компания при управлении ею с территории РФ может быть признана российским налоговым резидентом.

Признание иностранной компании налоговым резидентом России исключает квалификацию компании как КИК. При этом налоговое резидентство для иностранной компании означает распространение на нее правил Налогового Кодекса, в частности, уплату налога на прибыль по российским правилам, а также действие в отношении нее правил НДС.

В судебной практике уже есть прецеденты, когда суд согласился с доначислением налоговым органом НДС российскому налогоплательщику по сделкам с иностранной компанией, которая была признана налоговым органом налоговым резидентом РФ (см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 марта 2019 года по делу № А40-142855/18-115-4029).

В нашу компанию регулярно поступают запросы на консультирование по вопросу признания иностранных компаний налоговыми резидентами России. Мы оцениваем планируемую клиентом схему работы или существующую ситуацию, связанную с деятельностью иностранных компаний клиента, с точки зрения рисков признания компании налоговым резидентом России. Наша компания также оказывает услуги по представлению интересов клиента по вопросу признания иностранной компании налоговым резидентом России в налоговых органах и судах.

Услуги компании Tax House по делам о КИК и признании иностранной компании налоговым резидентом РФ

Наша компания специализируется на делах, связанных с контролируемыми иностранными компаниями, с момента вступления в силу в России деофшоризационного законодательства. Мы оперативно отслеживаем законодательные изменения и готовящиеся поправки в области регулирования КИК. Мы имеем опыт подготовки и подачи отчетности по КИК и сопровождения взаимодействия клиентов с контролирующими органами. Услуги в том числе оказываются адвокатами, имеющими большой опыт в сфере законодательства о КИК.

В отличие от сотрудников общепрофильных юридических и консалтинговых фирм, для специалистов нашей компании практика по вопросам, связанным с КИК, является основным видом деятельности.
Мы занимаемся консультированием и представлением интересов по делам о КИК и признании иностранных компаний налоговыми резидентами России в налоговых органах и обеспечиваем судебную защиту по делам о КИК. Кроме того, мы оказываем услуги по комплексному сопровождению вопросов подачи отчетности по иностранным компаниям, включающему ежегодную подготовку и подачу уведомлений и отчетности при изменении, прекращении участия в КИК, а также текущее консультирование по вопросам, касающимся законодательства о контролируемых иностранных компаниях и признания их налоговыми резидентами России.

Мы оказываем следующие услуги:

  • устные и письменные консультации по вопросам, связанным с законодательством о КИК, в том числе:
    — оценка наличия обязанности подачи уведомлений об участии (изменении, прекращении участия) в иностранных компаниях и уведомлений о КИК,
    — консультации по порядку уплаты налогов с доходов в виде прибыли КИК;
    — консультированию по перечню документов, прилагаемых к отчетности по КИК;
    — оценка наличия оснований для освобождения от налогообложения прибыли КИК и документов, подтверждающих данное освобождение;
  • комплексное сопровождение подачи отчетности по КИК, включая представление отчетности в налоговый орган в Санкт-Петербурге;
  • подготовка налоговой отчетности по КИК;
  • устное и письменное консультирование по вопросам, связанным с признанием иностранных компаний налоговыми резидентами России;
  • представительство по вопросам КИК и признания иностранной компании налоговым резидентом России в налоговых органах и судах.
Содержание страниц сайта нотариально удостоверено.
Копирование и дальнейшее использование информации с сайта https://taxhouse.ru/ без письменного согласия администрации сайта запрещено!