26.11.2013

Оффшоры — обязанности по хранению финансовых документов

Как обсуждалось в одном из предыдущих наших постов, в последнее время все более активную роль играют международные организации, которые стремятся ограничить, или даже правильней будет сказать, упорядочить и подчинить общему контролю деятельность компаний в «налоговых гаванях».

Одной из таких популярных мер является введение обязанности по сохранению первичной финансовой документации, а также декларированию фактического адреса, где она хранится, либо, если хранится в электронном виде, то где эти документы наиболее часто используются и обновляются.

Одними из первых такую обязанность ввели BVI, «поддержали» Сейшеллы, теперь вот и Белиз. Выскажем позицию, что рано или поздно данная норма будет свойственна всем оффшорным юрисдикциям.

Но почему же разные государства принимают одинаковые нормы? Очевидно одно – давление оказывает кто-то, кто имеет механизм воздействия… и в данном случае это ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития). В рамках ОЭСР ежегодно проходит Форум, посвященный вопросам налоговой прозрачности и обмена информацией (Global Forum on Transparency and Exchange of Information for Tax Purposes). Начиная с 2010 г. Форум принимает отчет, содержащий оценку правовых и административных механизмов в каждой юрисдикции (и оффшорные и обычные). В 2011 г. такие отчеты были подготовлены по Британским Виргинским островам и по Сейшелам, а в 2013 г. – по Белизу.  Отчеты содержат рекомендации, в том числе, по вопросам бухгалтерской отчетности. Так, Рекомендация А.2 Бухгалтерская отчетность предусматривает, что юрисдикции должны обеспечить хранение надежных бухгалтерских документов для всех юридических лиц.

Интересно, что ОЭСР дает именно рекомендации, но в русском языке есть хорошее словосочетание «добровольно-принудительно»… Аналогично около 5 лет назад по «рекомендации» ОЭСР  оффшорные юрисдикции стали стремительно подписывать соглашения об избежании двойного налогообложения и иные соглашения по обмену налоговой информацией, чтобы перейти из «серого списка» ОЭСР в «белый» . ОЭСР «порекомендовало» иметь 12 таких соглашений и тогда страна будет в белом списке.

Норма о декларировании места хранения финансовых документов скорее похожа на компромисс – принятие наименьшего зла, дабы сохранить возможность относительно спокойно работать. Адрес действительно нужно заявить (иначе могут быть штрафы и, в теории, отказ агента от обслуживания), но нужен именно адрес. Никто не просит доказывать его принадлежность, никто не проверяет реальность хранения документов… (ведь норму вводили не для того, чтобы реально усиливать контроль, а потому что ОЭСР «рекомендовало».) Более того, адрес ни в коем случае не передается автоматически в государственные органы оффшорной юрисдикции, хотя в любой момент может быть ими запрошен.

В этой связи видим еще одну тенденцию в рамках услуг международного налогового планирования — при выстраивании зарубежных структур и представительств создание единого центра, в котором аккумулируется информация о финансовых потоках, и который добросовестно декларируется. А точнее создание «правильного» единого центра. Индивидуально.

Содержание страниц сайта нотариально удостоверено.
Копирование и дальнейшее использование информации с сайта https://taxhouse.ru/ без письменного согласия администрации сайта запрещено!