КИК. Начало.
С 1 января 2015 года вступил в силу закон о Контролируемых Иностранных Компаниях (№376-ФЗ) или так называемый «закон о деоффшоризации» (хотя слово оффшор в нем не звучит ни разу). Анализ данного закона мы уже делали в статье https://taxhouse.ru/articles/law-kik/, а здесь попробуем порассуждать об его перспективах.
К слову сказать, в мировой практике налогообложения доходов есть два основных подхода: налогообложение «снизу» и налогообложение «сверху». Снизу — это удерживать все налоги у источника их выплат. Сверху — это КИК.
Конечно, полноценно говорить о перспективах еще преждевременно, так как срок исполнения ни одного из обязательств по новому закону еще не наступил. Так, отчитаться о владении акциями нужно до 1 апреля 2015, о статусе контролирующего лица до 20 марта 2016, подготовить финансовую отчетность по контролируемой компании до конца 2016 года и заплатить налог с ее прибыли до 30 апреля 2017 года (для физ.лиц). Но поразмышлять о возможных перспективах, полагаем, можно уже сейчас.
У нового закона есть 2 основополагающие особенности: «прогрессивность» и «обтачиваемость». И, чтобы понимать перспективы закона, именно эти две особенности важно осознать.
«Прогрессивность» нового закона выражается в том, что он объединил в себе, если так можно выразиться, все современные достижения науки налогового права в области налогообложения доходов резидентов за рубежом, включая незаконно выведенных из своей страны.
Долгие годы в России не было реальных мер по борьбе с незаконным выводом средств на зарубежные компании (в том числе и оффшорные), несмотря на то, что в других странах уже давно начали вводить различные правовые механизмы противодействия этому. А тут разом в одном законе сводятся и отчеты о владении акциями, и контролируемые иностранные компании, и образование налогового резидентства по месту управления и, даже концепция бенефициарного собственника (последняя является новеллой налогового права и мало в каких странах реализована, так как ОЭСР только недавно сформулировала эту концепцию и рекомендовала к использованию. См. нашу статью — https://taxhouse.ru/articles/oecd-beneficial-owner/).
То есть Россия, как бы взяла все основные эффективные налоговые меры, которые были придуманы в мире, и разом внедрила в свое законодательство.
Хотя это с одной стороны означает, что, видимо, ничего принципиально нового в ближайшие годы, скорее всего, от нашего законодателя в этом направлении можно не ожидать. С другой стороны, поскольку все нормы принципиально новые, скорее всего, наши правоприменители не готовы сразу начать с ними работать. Откровенно говоря, мало какие налоговые служащие на местах умеют работать с отчетами российских компаний по счетам в иностранных банках, а тут от них требуют разбираться в документам и отчетах иностранных компаний.
Под «обтачиваемостью» нового закона мы понимаем наличие в законе ряда неоднозначных формулировок, которые могут быть истолкованы судами расширительно, а значит и требования по исполнению отдельных обязанностей могут еще корректироваться, а может даже и меняться. Как известно, в России не прецедентное право, но, как ХОРОШО известно, нижестоящие суды в общей массе не принимают решений, противоречащих вышестоящим, а подборка судебной практики всегда была для юристов аргументом в суде.
Поэтому выскажем позицию, что новый закон в части некоторых условий – «глина» и нужно еще следить, какой «горшок» из этой «глины» получится, после ее обработки судебной практикой.
Может ли новый закон оказаться в итоге совсем нерабочим механизмом? Скорее нет. Сейчас, когда нет инструментария оперативного обмена налоговой информацией из-за рубежа и практики у налоговых органов, обеспечить повсеместное исполнение данного закона практически невозможно. Но практика появится (ИМХО, вопрос 1-3 лет), механизмы автоматического обмена информацией заработают (ИМХО, вопрос 2-5 лет) и тогда контроль исполнения требований закона станет эффективным.
Ну и в конце данного поста, хотим сообщить читателям, что есть уже первые “звоночки” о том, что к новому закону о КИК серьезно отнеслись и иностранные банки. Так, есть банки, которые начали просить подписывать специальную бумагу о том, что клиент обязуется не нарушать требования нового закона и не будет иметь претензий к банку в случае нарушения требований закона, например, если счет будет закрыт. Да, юридическая сила у такой бумаги, как у той, что мы подписывали у врача, что не будем иметь претензий за последствия медицинского вмешательства (читай — никакой), но такое внимание к нашему закону говорит о том, что банки настроены его соблюдать. И при запросах из России, они с чистой совестью могут делиться информацией. Клиент же подписал…))
Резюме. Закон действовать начал. Работать он будет. Условия его работы отчасти зависят от судебной практики.
Копирование и дальнейшее использование информации с сайта https://taxhouse.ru/ без письменного согласия администрации сайта запрещено!