Международные банки заставляют менять «правила игры» (в обоих смыслах)
Международные банки в последние год-два испытывают сильное давление в отношении правил их работы в «правилах игры», может быть даже самые серьезные за историю существования банковской системы. И Вам, наш уважаемый читатель, необходимо понимать суть этих изменений, чтобы своевременно адаптироватья под эти правила.
Давайте сгруппируем эти изменения, чтобы было проще понимать их природу и последствия:
Законодательные (требования локальных и международных нормативных актов). И ФАТКА, и ОЭСР, и местные регуляторы в лице ЦБ европейских стран привнесли в работу коммерческих банков много изменений. Теперь банки спрашивают раз в 10 больше информации/документации при открытии счетов, а также при дальнейшей работе по счету. Банки стали еще менее лояльны к рисковым видам деятельности (FOREX, азартные игры, интернет-услуги…). У банков стало появляться все больше обязанностей по раскрытию определенной информации и уже «не за горами» автоматический обмен. Хотя раскрытие информации в рамках этих процедур не отменяют принцип банковской тайны, как это стало принято кричать на каждом углу. В одной из следующих статей или постов мы вернемся к вопросу банковской тайны…
Экономические (требования регуляторов к экономическим показателям банков). Внимание к финансовым показателям, конечно, было и ранее, но сейчас речь идет о жестком контроле и стресс-тестах, которые, если банк не будет соответстовать необходимым цифрам, могут привести к ограничению в работе банка или даже отзыву лицензии. Так, один из крупнейших европейских стресс-тестов был проведен в 2014 году в связи с введением Банковского Союза (см. Стрес-тест, запустивший Банковский Союз). Как это влияет на клиентов помимо риска отзыва лицензии? Дело в том, что гонка за цифрами начинает сказывать на том, какие клиенты банку нужны, а какие нет. Например, одному из банков срочно потребовалась докапитализация и он начал искать клиентов способных дать субординированный заем банку в ущерб открытия счетов обычным расчетным клиентам. Или банк может перестать быть заинтересованным в клиентах с «транзитными платежами», так как они не добавляют «красивых цифр» банку и т.д.
Политические (тренд на деофшоризацию). Речь идет о том, что все чаще мы сталкиваемся с тем, что государственная или общественная риторика влияет на возможность работы кредитных учреждений с международным бизнесом. Так было в Дании, когда банк Nordea на фоне скандальных журналистских расследований и поднявшегося недовольства в обществе решил закрывать счета клиентам-нерезидентам (см. https://taxhouse.ru/blog/block-of-payments/). Что-то похожее произошло и с отделением банка Danske в Эстонии, которое еще года 3 назад начало отказывать в открытии счетов оффшорным компаниям, а теперь (в октябре 2015 года) перестало полностью обслуживать международный бизнес и закрыло счета клиентам-нерезидентам.
«Корреспондентские» (тотальный контроль и проверка долларовых платежей и увеличение контроля за платежами в других мировых валютах). Мы уже упоминали об этом ранее — см. https://taxhouse.ru/blog/usd-payments/. По информации наших банков-партнеров, количество штатных сотрудников, которые занимаются вопросами работы с банками-корреспондентами существенно возросло (примерно от 30 до 300%). Интересно, что на работу с долларовыми платежами клиентов уходит примерно до 80% времени по сравнению с платежами в других валютах, вместе взятых. Наиболее ярким примером «Корреспондентского влияния» стал случай с остановкой работы FBME банка — см.https://taxhouse.ru/blog/block-of-payments/. И эти изменения, конечно, не могут не влиять на клиентов, на скорость исполнения их платежей, на отсутствие проблем по совершаемым платежам, на конфиденциальность… Полагаем, что большинство из наших читателей даже не представляют, в каком огромном объеме информация о них (лично) передается их обслуживающими банками в корреспондентские банки. Это печально, но банки-корреспонденты обладают такими возможностями давления на банки, работающие с международными платежами, которым может быть даже позавидуют правоохранительные органы.
Таким образом, правила работы международных банков меняются под давлением правительств и международных организаций, а банки, в свою очередь, меняют «правила игры» для своих клиентов, вот и получается, что банки заставляют менять правила в обоих смыслах (как их заставляют, так и они меняют правила для своих клиентов).
Что делать? К сожалению, только принять это как данность, понять и адаптироваться, и чем лучше это получится сделать, тем комфортнее будет складываться ваше сотрудничество с иностранным банком. Это глобальные изменения «правил игры». Если вы работаете в сфере международного бизнеса в любом банке любой страны мира в той или иной степени вышеуказанные изменения «правил игры» вас будут касаться. Хотя, кое-что предпринять все-таки можно:
— уменьшить объем долларовых платежей (см. — https://taxhouse.ru/blog/usd-payments/),
— быть готовым оперативно предоставить в банк подтверждающие по сделке документы (чем быстрее вы это сделаете, тем больше шансов, что от вас не попросят что-то дополнительно),
— диверсифицировать риски хранения средств на счету (см. про гарантированные 100,000 евро https://taxhouse.ru/blog/block-of-payments/),
— открывать счета в двух разных банках по одному проекту,
— прогнозировать, какой объем информации может стать доступным третьим лицам и минимизировать возможные последствия.
Вряд ли мы вернемся в «свободные времена», поэтому принимаем новые «правила игры», господа!
Копирование и дальнейшее использование информации с сайта https://taxhouse.ru/ без письменного согласия администрации сайта запрещено!