ВНЖ в ЕС (особенности развития вопроса)
Пожалуй, во все годы существования современной России отечественные предприниматели интересовались возможностью легального и продолжительного проживания на территории европейских государств. По крайней мере, за нашу практику работы (с 2006 года) этот вопрос у наших клиентов возникал регулярно.
Причины возникновения такого интереса разные: кто-то действительно ведет тесный бизнес с европейскими партнерами, и европейская ассимиляция несколько упрощает эту работу; кто-то желает обеспечить проживание родителей за границей после выхода их на пенсию или дать детям возможность получения образования за рубежом и т.д. Однако не менее распространенной остается причина получения ВНЖ «на всякий случай», если вдруг придется срочно уехать. Возможно это одна из серьезных проблем современной России, но данный пост не об этом…
«Продажа ВНЖ» как некая услуга со стороны государства (за которую потребитель услуги просто платит) существует в крайне ограниченном количестве государств Европы. Из тех, с которыми мы работаем это лишь Латвия и, пожалуй, Кипр и Андорра. Причем услугой в чистом виде (в понимании «деньги в обмен на результат»), наверное, можно считать только получение ВНЖ в Латвии. Именно в этой стране, в отличие от ряда других, есть абсолютно четкий перечень документов, необходимых от заявителя, нет требований по количеству дней пребывания и нет слов «по усмотрению гос.служащего». То есть, как мы говорим, нет «субъективизма»… хотя и в Латвии пара субъективных случаев имели место быть, но носили они скорее политический окрас.
Предоставление вида на жительство, как нормальная социальная функция государства, есть во всех государствах Европы. Речь идет о приезде в страну на законных основаниях, о получении необходимых документов, официальном трудоустройстве, непрерывном проживании и т.д. и получении впоследствии ВНЖ. То есть при обычных условиях это серьезная и длительная процедура «предоставление ВНЖ, как социальная функция«. Что отличается от «предоставление ВНЖ как услуги«. Большое количество европейских государств реализуют программы по предоставлению ВНЖ в промежутке между этими двумя видами ВНЖ: «ВНЖ-услуга» и «ВНЖ-норма».
Этот посыл очень важно понимать, если вы задумались о получении ВНЖ в Европе. Данное понимание дает возможность спрогнозировать, программой какого государства вам лучше воспользоваться, и какой результат вы можете получить.
Речь идет о том, что ряд стран (Чехия, Эстония, Финляндия, Мальта, Испания…), в которых многочисленные консалтинговые компании предлагают получить ВНЖ, например, при покупке недвижимости или регистрации компании, выдвигают дополнительные условия получения ВНЖ, которые свойственны программе «ВНЖ-норма» (кто-то в большей степени, кто-то в меньшей). Иными словами, государства как бы дают понять, что они не просто меняют ВНЖ на деньги, а выдают «нормальные» ВНЖ, просто в некоторых случаях, для богатых инвесторов, которые принесут пользу экономике, они делают «поблажки». Это больше похоже на игру «мы не продаемся, но за инвестиции идем на встречу».
Условия предоставления ВНЖ фиксируется в законе, и часто в нормы добавляются два пункта: «требование о минимальном количестве дней» нахождения в стране, выдающей ВНЖ, и «принятие решения на усмотрение гос.служащего». Это важно учитывать, так как даже при самой ответственной подготовке документов вероятность отказа в выдаче ВНЖ всегда остается. Результат гарантировать невозможно. Поэтому, если вас ничто не связывает с государством, в котором вы планируете получение ВНЖ, мы рекомендуем и не пытаться его получать.
Известны примеры, когда тот или иной «рынок ВНЖ» становился популярным, все больше и больше людей желали воспользоваться этой возможностью. Но в этот момент государство понимало, что перекос идет в сторону «ВНЖ-услуга», и, используя вышеуказанный субъективный фактор, начинало смещать выдачу ВНЖ в сторону ВНЖ-норма. Так произошло в Финляндии, где именно приток русских заявителей на ВНЖ привел к ужесточению правил выдачи видов на жительство. Так было было и в с Эстонии, где «рабочий вариант» получения ВНЖ был фактически закрыт из-за обилия сомнительных заявок. К этому, по сути, пришли и в Чехии.
Что-то похожее могло произойти в Латвии буквально пару месяцев назад (см.здесь). Но, как оказалось, пока в Латвии этот вопрос является скорее разменной монетой в политической игре, чем социально-экономической проблемой. Сделаем предположение, что и в Латвии, и в других странах мы еще столкнемся с политическим аспектом вопроса выдачи ВНЖ. И это также следует учитывать при оформлении заявки на получение вида на жительство.
Конечно, все вышеупомянутые государства вводят такие облегченные возможности получения ВНЖ не от хорошей жизни, и чем дольше будет сохраняться стагнация в Европе, тем больше и лучше будут такие «предложения» со стороны европейских государств (конечно, в разумных пределах). Напротив, при достаточности бюджетов, программы будут сворачиваться. Но кризис, видимо, продолжается, поэтому от всех государств Европы можно ожидать предоставления новых возможностей в вопросах получения ВНЖ для инвесторов. В частности, есть предпосылки, что в этом году правила получения ВНЖ в Испании станут прозрачнее и гуманнее.
Для сведения читателей нашего блога актуальный перечень основных европейских государств, в которых возможно при соблюдении прочих условий получение вида на жительство при инвестировании в покупку недвижимости: Андорра, Болгария, Греция, Ирландия, Испания, Кипр, Латвия, Португалия.
Если вас заинтересуют наши услуги по вопросам получения ВНЖ в Европе, базовая информация об этом в нашем разделе — https://taxhouse.ru/private-services/residence-permit/ и у специалистов компании Tax House.
Копирование и дальнейшее использование информации с сайта https://taxhouse.ru/ без письменного согласия администрации сайта запрещено!