Кипрский кризис
Конечно, в своем блоге мы не можем обойти вниманием ситуацию, произошедшую на Кипре. Этот уникальный прецедент непосредственно сказался и на рынке международного налогового планирования, и на иных европейских банках, и на политике европейских государств.
Случившееся, полагаем, не сильно отразилось на состоянии европейской экономики в целом, но стало ее порождением. Конечно, у кипрских банков были свои трудности и «дыры» в балансах (как и у многих банков в различных странах), конечно, были допущены некоторые управленческие ошибки, конечно, греческие государственные облигации кипрские банки приобретали по своей воли (что не удивительно, ведь экономики имеют статус «братских»), но списать потери в полном размере по приобретенным греческим облигациям Кипр все-таки заставила Европа. И выразим мнение, что именно это и «потопило» банковскую систему Кипра. С остальными проблемами все-таки справились бы, приток денег был…
Количество купленных греческих гос.облигаций было сопоставимо с годовым ВВП острова. Такой удар Кипр выдержать соответственно не смог. Понятно, что рассчитать математически, к чему приведет для банков списание убытков, было не сложно и видимо «там» это прекрасно понимали, но дефолт Греции и кризис банковской системы небольшого государства все-таки несопоставимы.
Дальнейшее развитие событий в общих чертах, как мы полагаем, происходило по принципу «меньшее из возможных зол» (хотя при некоторых иных нюансах «зла» могло бы быть и меньше). Итог: банковская система в целом под жестким контролем регулятора, один банк – банкрот, второй – меняет деньги на акции, филиалы иностранных банков закрываются, и в воздухе «повисает» вопрос консолидации или продажи отдельных банков (части банков).
Сейчас можно констатировать, что ситуация нормализуется: Банк Кипра наконец-то избрал председателя правления банка, проводит политику сокращения расходов (отделения, персонал…) и продажу отдельных активов; практически все «промежуточные» ограничения на транзакции сняты (по «старым деньгам» остается ограничение в 1 млн. EUR за одну транзакцию и определенные ограничения по «выводу старых денег»); новые деньги «ходят» свободно; в банках возобновляется кредитование (что говорит об определенном оздоровлении) и т.д. Остаются только вопросы по Лайки банку. Полагаем, что чем быстрее Банк Кипра и иные ответственные лица закончат санацию и решат этот вопрос, тем раньше полноценно заработает банковская система Кипра.
Тем не менее кипрская ситуация заставила задуматься и иные европейские банки, и такой «вольготности» по работе с клиентами, с которой можно было столкнуться раньше, уже практически нет. И клиенты, и банки стали более озабочены вопросами контроля и безопасности.
Что будет дальше? Полагаем, глобально ничего не изменится,
- кипрские банки сохранят и условия, и тарифы на обслуживание (это скорее «в крови» и даже в такой ситуации демпинговать тарифами банки не будут),
- контроль за деятельностью по счетам не будет ни снижен (регулятор не позволит), ни усилен.
- клиенты потихоньку начнут возвращаться в банки, так как в Европе очень мало альтернатив, где российские предприниматели могут работать удобно, на понятных условиях, на родном языке.
- банки вернутся в привычные режимы работы и, полагаем, уже во второй половине 2014 года выйдут на хорошие показатели открытия новых счетов (близкие к докризисным).
Но… осадок, конечно, останется, и у большинства клиентов выработается правило – деньги долго не лежат, больше 100,000 евро на счету не держим, все что свыше переводим в более надежные банки (хотя в нынешней ситуации полностью быть уверенным в надежности невозможно), а еще лучше в активы, которые не фиксируются на балансе банков и не включаются в конкурсную (банкротную) массу, если такое произойдет.
Речь идет о приобретении акций, облигаций, физического золота и т.д. В этом ключе урок Кипра оказался полезным… хотя и болезненным…
Копирование и дальнейшее использование информации с сайта https://taxhouse.ru/ без письменного согласия администрации сайта запрещено!