03.04.2014

Законопроект по деоффшоризации

Пару недель назад был представлен законопроект Минфина “о контролируемых иностранных компаниях”, который в первую очередь нацелен на взимание налогов с доходов оффшорных компаний, принадлежащих российским предпринимателям. Особую значимость это событие приобретает, поскольку в отличии от ранее предлагаемых мер (которые только поднимали “шумиху” в прессе) по борьбе с оффшорами, данная мера приобрела реальное воплощение — текст законопроекта. Что, видимо, является сигналом, что в каком-то виде меры по “деоффшоризации российской экономики” на уровне законов все-таки будут приняты…

Тем не менее пока отметим, что это лишь законопроект, и имеющийся в нем ряд упущений и неточностей наталкивает на мысль, что этот текст еще будет редактироваться, прежде чем стать законом. Также важно заметить, что, если текст закона и появится, то ожидается, что действовать он начнет только с января 2015 года и обратной силы иметь не будет.

В рамках Блога мы не будем давать анализ законопроекта (возможно, сделаем отдельно в рамках Статьи на сайт…), а просто отметим некоторые моменты, которые вызывают больше всего вопросов.

Основное нововведение — законопроект вводит термины “контролируемая иностранная компания”, которую предлагается обложить налогом на прибыль, при этом не важно, в какой стране она получена; а также “контролирующее лицо”, которое управляет контролируемой компанией (в частности, владеет более 10% ее доли) и является налоговым резидентом РФ (!).

Вторая новелла, на которую следует обратить внимание, — это необходимость уведомлять налоговые органы даже об 1% участия в иностранных компаниях “оффшорного типа” (причем определение таких компаний несколько отличается от определения контролируемых компаний).

Предлагается признавать иностранные компании контролируемыми, если они являются «налоговыми резидентами государств», включенных в список Минфина («оффшорный список»). При такой формулировке ни одна оффшорная компания не подпадает под действие закона, так как оффшорные компании не являются налоговыми резидентами своих стран.
Такая же неудачная формулировка «налоговый резидент» касается иностранных компаний, об участии в которых нужно сообщать в налоговый орган.

Под контроль по смыслу законопроекта подпадают иностранные компании – обычные компании из оффшорных юрисдикций (по списку Минфина), а также иностранные структуры, не являющиеся компаниями (фонд, партнерство, товарищество). Но в законе такие структуры указаны, как структуры без образования юр.лица. То есть такие структуры, имеющие статус юр.лица (что не редкость), под действие законопроекта не подпадают.

Ну и достаточно «забавно», что законопроект считает, что прибыль контролируемой иностранной организации должна высчитываться по правилам российского налогового Кодекса. Как это будет проверяться и как это реализовывать, представить очень сложно… К тому же прибыль должна подтверждаться финансовой отчетностью, которая в оффшорах отсутствует.

Третья новелла, которая по нашему мнению может иметь большее значение, это отдельная (как будто оторванная от остальных) статья о введении в НК термина “место эффективного управления”. Об этом давно говорили, и это может повлечь серьезные изменения в налоговом администрировании иностранных компаний, но данную новеллу необходимо отдельно анализировать. Пока отметим, что в статьях, направленных «на борьбу с оффшорами», отсылки на этот термин нет, то есть этот термин вводят в НК отдельно и под другие задачи.

Последняя деталь, которую хотели бы отметить — законопроект содержит оценочные понятия, которые усложнят его применение. Так в ч.3. ст.25.13 раскрывается понятие осуществление контроля как «оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой организацией». Определяющее…
Также содержатся некоторые нарушения юридической техники, которые не влияют на суть законопроекта, но являются дополнительным основанием полагать, что это неокончательная редакция законопроекта.

Резюмируя,

  • законопроект достаточно “сырой” (возможно специально),
  • “упущения” и нарушения юридической техники будут редактироваться (хотя некоторые эксперты полагают, что его могут и оставить в таком виде, так как это может быть выгодно).
  • предлагаемые новеллы достаточно жесткие (по сравнению с аналогичными нормами в других государствах). Это касается информирования об 1% участия в иностранной компании; достаточность 10% доли, чтобы признать лицо контролирующим компанию; необходимость представлять финансовый отчет по правилам НК РФ….

Возможно жесткость закона, как это часто бывает в России, будет компенсироваться необязательностью его исполнения (хотя любой грамотный юрист объяснит вам, что должно быть ровно наоборот). Но даже, если будут правильные нормы, правильное их понимание и применение, на современном этапе у России нет механизма эффективной проверки верности заявляемых сведений.

Объясним. Чтобы иметь возможность запрашивать данные из оффшорных стран, у России должны быть соглашения с этими странами об обмене информацией. Сами оффшорные страны на это не идут (по понятным причинам), поэтому эффективнее это делать через ОЭСР, которая обязала оффшоры заключать такие соглашения со странами-членами ОЭCР, коим Россия не является, и по заявлениям ОЭCР переговоры с Россией в этом направлении приостановлены.

Ну и последняя деталь — все новые правила законопроекта могут коснуться только предпринимателей — налоговых резидентов РФ, то есть проживающих в России более 183 дней. В этой связи, возможно, такие государства, как Латвия, приобретут дополнительных “клиентов” на ВНЖ.

Содержание страниц сайта нотариально удостоверено.
Копирование и дальнейшее использование информации с сайта https://taxhouse.ru/ без письменного согласия администрации сайта запрещено!