08.04.2018

ABLV Bank — бесславный конец славного пути

Латвийский банк ABLV (ранее известный как Айзкрауклес банк), к большому сожалению, прекращает свою деятельность. Многие клиенты переживают даже не столько за блокировку денег и невозможность осуществления операций по счетам, сколько за то, что не смогут теперь найти такой первоклассный сервис, как тот, что предоставлялся банком ABLV. Прежде чем обсудить, что случилось и что делать, хотели бы сказать пару слов о том, что это было за явление такое «АБЛВ»?

«Из грязи в князи». История банка начиналась с одного маленького отделения в небольшом латышском городке Айзкраукле, откуда и появилось его изначальное название Aizkraukles Banka, которое было затем изменено на ABLV — и в маркетинговых целях, и по причине того, что многим клиентам тяжело было запомнить столь замысловатое название (каких только вариантов коверканья слова Айзкрауклес мы не наслушались за эти годы). Банк образцово рос из года в год, пока в 2014 году не попал под прямое регулирование ЕЦБ как входящий в тройку крупнейших банков Латвии (а крупнейшим частным банком он стал задолго до этого). Кстати, это в конечном счете и стало одной из причин, почему большинство не верило в возможность его закрытия «по щелчку». Но об этом — ниже…

«Мерседес» банковского сектора Латвии. Не можем не отметить, что АБЛВ во многих вопросах банковского обслуживания нерезидентного бизнеса был новатором по внедрению техник работы и обслуживания клиентов, в каком-то смысле был Мерседесом своего дела (в том смысле, что как и Мерседес S класса является индикатором того, какие технологии будут популярны в автопроме в ближайшие годы, так и ABLV внедрял инновации, которые затем реализовывали или пытались реализовывать другие банки. Подробнее про внедрение новых технологий Мерседесом см. статью — http://www.1gai.ru/publ/518355-chto-sdelal-mercedes-s-klassa-dlya-vsego-avtorynka.html).

А именно, АБЛВ первым среди латвийских банков (а зачастую и не только среди латвийских):

  • начал активно развивать агентскую сеть с передачей агентам полномочий по заверению документов;
  • ввел уникальную систему, позволяющую клиенту быть уверенным, что он всегда может связаться с сотрудником банка, который будет хорошо знать специфику его деятельности и его потребности (система «троек»);
  • стал организовывать конференции для профессиональных агентов (кстати, намек другим банкам — ниша теперь свободна, а привычка у агентов уже выработалась), в также совместные мероприятия для клиентов банка;
  • стимулировал привлечение новых клиентов через систему рекомендаций, а также ввел систему взаимодействия с текущими клиентами, при которой налаживался хороший личный контакт клиентов с обслуживающим менеджером банка;
  • открыл дочерний банк в западной Европе (были сделаны шаги по дальнейшей экспансии в США и Россию, но, к сожалению, этим планам не суждено было сбыться…);
  • и многое другое, где ABLV был и первым и одним из лучших…

Титаник. Полное ощущение безопасности и надежности. Вот именно это ощущение и сыграло злую шутку с клиентами, которые не верили в появление серьезных проблем. Ведь к февралю 2018 года уже был опыт и с кипрским кризисом с банкротством Laiki банка, и практически идентичные случаи с FBME банком в 2014 (параллель очень примечательна, подробнее см. нашу запись в блоге) и Banca Privada d’Andorra в 2017 г., а еще банкротство Krajbanka… В общем, к моменту выдвижения обвинений против банка АБЛВ имелся уже большой опыта и знания в отношении подобных случаев, но даже, когда вышла новость о том, что FinCEN США обвинил АБЛВ во «всех смертных грехах», очень немногие вывели свои активы (около 600 млн. евро по данным из прессы). Большинство же высказывало позицию, что все нормализуется… Знакомые банкиры говорили, что шансы стабилизации ситуации 50/50, и даже мы, понимая всю серьезность обвинений со стороны США, прогнозировали шансы с высоким соотношением 40/60 (в пользу негативного сценария). Просто было ощущение «ну уж с АБЛВ этого не может случиться» и причин этому мы видели, как минимум, три:

  • положение в качестве одного из трех крупнейших банков Латвии (читай: системный банк), подкрепленное отличными финансовыми показателями;
  • мощное лобби;
  • социальная полезность, выражающаяся в почти 1,000 рабочих мест, достаточно приличных для Латвии налогах и реализуемых банком благотворительных проектах.

Почему и как «Титаник» утонул? А причина та же, что и 100 лет назад: достаточно осмелев (в хорошем смысле слова),  банк недооценил риски возможности появления айсберга в виде FinCEN и столкновения с ним. Ни одна из причин непотопляемости не спасла банк от такой мощной пробоины, коей явилось обвинение FinCEN. К большому сожалению, в современном международном банковском секторе заявления США — это как «слово божие» для всех финансовых институтов, поэтому практически тут же были заблокированы карты АБЛВ, затем заблокировали американскую фондовую биржу, затем лондонскую биржу, затем отдельные банки решили не принимать платежи из АБЛВ, затем все заблокировали всё… К слову сказать, судебного решения, подтверждающего обоснованность выдвинутых обвинений еще нет, а банка, считай, уже нет. Вот такая вот демократия.

После такого развития событий, несмотря на все попытки АБЛВ консолидировать свои и клиентские активы, чтобы доказать регуляторам, что они справятся, регуляторы решили, что нет. И началась процедура ликвидации…

Что делать клиентам? Получать свои гарантированные 100 тыс. евро через Цитаделе (по неудобной процедуре с избыточными требованиями к документам), тем, у кого больше 100 тыс., — следить за новостями, присоединяться к процедуре ликвидации и ждать дальнейших выплат (и верить, что выплатят все). Ну, и самое главное — еще разд сделать те выводы на будущее, о которых мы писали еще в 2014 году:

  • только два или более счетов,
  • только до 100 тыс. в кэше на одном счету,
  • только вдумчивое планирование накоплений свыше 100 тыс., так чтобы они не попадали в банкротную массу.

Не хочется верить, что АБЛВ исчезнет бесследно, и выразим надежду, что АБЛВ (как команда людей, как накопленные опыт и знания) сможет, словно Феникс, возродиться, образовав новый банк… Может даже и в другой стране. Понятно одно, что Латвия уже никогда не будет той, что раньше, и прежнего АБЛВ уже не будет(((

P.S. Насколько нам известно, ни по одному из банков, которые ранее вот так вот были обвинены FinCEN, не было итогового судебного решения, которое подтвердило бы обоснованность выдвинутых обвинений. И по сути уже давно стало понятно, что такая модель поведения США, которую можно условно назвать «кажется, в Ираке есть ядерное оружие», становится нормой для международного банковского сектора. Подозреваем, что и сейчас доказательств, подтвержденных судом, общественности не предъявят. Американское правосудие — такое американское…

Содержание страниц сайта нотариально удостоверено.
Копирование и дальнейшее использование информации с сайта https://taxhouse.ru/ без письменного согласия администрации сайта запрещено!