Изменения в корпоративном законодательстве Великобритании (Реестр PSC).
В конце марта 2015 г. в Великобритании был принят Закон «О малом бизнесе, предпринимательстве и трудовых отношениях» (Small Business, Enterprise and Employment Act), который вносит ряд существенных изменений, в том числе в корпоративное законодательство Великобритании. Ниже мы подробно остановимся на изменении, которое на наш взгляд, является наиболее существенным, а именно на установлении для британских компаний обязанности по ведению отдельного реестра лиц, осуществляющих существенный контроль компании (persons with significant control).
Определение статуса PSC
Указанная обязанность распространяется на все компании, учрежденные в Соединенном королевстве, за исключением тех, которые обязаны соблюдать иные требования к раскрытию (например, вследствие регистрации на регулируемом рынке). В отношении партнерств с ограниченной ответственностью предусмотрено следующее исключение:
Физические лица, являющиеся партнерами с ограниченной ответственностью, а также физические лица, которые владеют акциями или долями юридического лица, выступающего партнером с ограниченной ответственностью, не признаются лицами, осуществляющими существенный контроль партнерства, только в силу того, что они являются партнерами с ограниченной ответственностью. Иными словами, такие физические лица не должны оказывать существенное влияние или осуществлять существенный контроль компании, чтобы не быть признанными PSC.
Закон устанавливает пять условий, при выполнении любого из которых физическое лицо считается лицом, осуществляющим существенный контроль компании (PSC):
- Физическое лицо прямо или косвенно владеет более 25% долей в британской компании.
- Физическое лицо прямо или косвенно владеет более 25% прав голоса в британской компании.
- Физическое лицо вправе, прямо или косвенно, назначать или отправлять в отставку большинство членов совета директоров британской компании.
- Физическое лицо вправе осуществлять или фактически осуществляет существенное влияние или контроль компании.
- Доверительные управляющие траста (или участники фирмы, которая в соответствии со своим личным законом не является юридическим лицом) отвечают условиям 1-4 в качестве таковых по отношению к какой-либо компании, и физическое лицо вправе осуществлять или фактически осуществляет существенное влияние или контроль за деятельностью такого траста или фирмы.
Понятие «существенный контроль» в самом Законе не расшифровано. Однако предусмотрено, что это понятие будет раскрыто в Руководстве, которое должно быть подготовлено Министром.
Физическое лицо, осуществляющее существенный контроль компании А, не подлежит включению в реестр компании А (является «нерегистрируемым», non-registrable), если такое лицо контролирует ее исключительно через другое юридическое лицо (компанию В), если такая компания В является «релевантным юридическим лицом», т.е. юридическим лицом, которое, если бы оно было физическим лицом, отвечало бы признакам PSC для компании А, и которое само имеет обязательства по раскрытию информации о своих PSC.
В отношении PSC Закон требует внесения в реестр следующих сведений:
- имя;
- служебный адрес;
- страна, в которой физическое лицо обычно проживает;
- дата рождения;
- адрес проживания;
- дату, на которую физическое лицо стало регистрируемым для соответствующей компании;
- природу контроля такой компании;
- какие-либо ограничения на раскрытие информации о PSC, если таковые установлены для данной компании.
Обязанности для компании и PSC
Закон устанавливает ряд обязанностей для компании в связи с ведением реестра:
- Компания должна принять разумные меры по выявлению и идентификации лиц, которые являются регистрируемыми для данной компании. В этих целях компания должна направлять уведомления лицам, которые, по ее мнению, являются регистрируемыми, с просьбой сообщить или подтвердить необходимые сведения. Адресат такого уведомления должен направить ответ в течение месяца.
- Компания должна принимать меры по актуализации информации в реестре. Для этого компания должна направить уведомление соответствующим лицам, если у компании есть основания полагать, что имели место какие-либо изменения, которые могут повлиять на правильность или полноту сведений, содержащихся в реестре.
Несоблюдение компанией указанных выше обязанностей считается уголовным преступлением. Лицо, виновное в неисполнении указанной обязанности, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок, не превышающих два года, либо в виде штрафа, либо того и другого.
В случае несоблюдения лицами, осуществляющими существенный контроль компании, обязанностей по предоставлению компании информации, компания вправе направлять им уведомления об ограничениях (restrictions notice), которые включают в себя, в частности, недействительность передачи долей; невозможность осуществления прав в отношении долей; запрет на выплаты каких-либо сумм в отношении таких долей и ряд других.
Ведение и хранение Реестра
Реестр PSC должен быть доступен для ознакомления в зарегистрированном офисе компании или в таком ином месте, которое может быть определено Министром в соответствии с Законом «О компаниях». Компания должна уведомлять Регистратора о месте хранения такого Реестра. Реестр. Реестр должен быть доступен для ознакомления любому лицу. Любое лицо также вправе требовать предоставления копии Реестра PSC или его части. Для получения такого доступа к Реестру или копии соответствующее лицо должно направить компании запрос и указать цель такого ознакомления с Реестром. По получении запроса компания может обратиться в суд, который может вынести распоряжение о том, что компания не должна выполнять данный запрос. В противном случае отказ компании от предоставления доступа к реестру или копии из него является преступлением, которое наказывается штрафом. Кроме того, суд вправе обязать компанию незамедлительно предоставить доступ к Реестру либо направить его копию запрашивающему лицу.
Закон предусматривает для частных компаний возможность альтернативного метода ведения Реестра PSC, а именно предоставление необходимой информации Регистратору компаний, который ведет центральный реестр. Такая возможность не отменяет обязанности компании по сбору соответствующей информации, а также корреспондирующих обязанностей PSC по предоставлению такой информации.
Компании будут обязаны вести Реестр PSC с 1 января 2016 года и представить информацию о нем Регистратору до 1 апреля 2016 года. Таким образом, компаниям предоставляется трехмесячный период для сбора и обработки соответствующей информации.
Комментарии нового закона
Отметим, что в целом восприятие данного нововведения среди английских юристов скорее негативное.
В первую очередь, отмечается, что новый закон возложит на английские компании дополнительную административную нагрузку, поскольку содержит беспрецедентные требования к раскрытию, которые создают дополнительные денежные и временные затраты для компаний. Особенно затруднительным соблюдение закона будет для малого бизнеса, у которого зачастую отсутствуют соответствующие технические и финансовые ресурсы.
Один из наиболее серьезных аргументов, выдвигаемых против нововведения, состоит в том, что Реестр PSC не будет являться надежным источником информации. Закон не предусматривает проведения какой-либо независимой проверки содержащихся в реестре сведений. По сути, английские компании обязаны самостоятельно провести оценку на соответствие тех или иных лиц критериям PSC. Соответственно, не исключены случаи представления неверных данных как по преднамеренному умыслу, так и без такового, в силу отсутствия у компании возможности провести оценку надлежащим образом.
Кроме того, для лиц, сведения о которых внесены в Реестр, возникают дополнительные риски в связи с тем, что информация о них может подвергнуться несанкционированному распространению, несмотря на предусмотренные в законе гарантии.
Наконец, в Великобритании уже созданы нормативно-правовые рамки для получения информации о лицах, осуществляющих существенный контроль компаний. В частности, Положениями о противодействии отмыванию денежных средств (Money Laundering Regulations 2007) предусмотрена обязанность регистрационных агентов и администраторов, у которых хранится информация о PSC, раскрывать такую информацию компетентным государственным органам, если соответствующая компания вовлечена в совершение уголовных преступлений. Кроме того, налоговое законодательство Великобритании предоставляет Налоговой службе право запрашивать соответствующую информацию, по необходимости. По оценкам специалистов, указанные нормативные акты содержат более четкие правила предоставления информации и более понятные гарантии конфиденциальности для PSC.
Таким образом, эксперты полагают, что новое законодательство, вместо того, чтобы повысить уровень доверия к Великобритании как к надежной и удобной юрисдикции для регистрации компаний, будет иметь обратный эффект и приведет к уменьшению количества регистрируемых английских компаний.
Копирование и дальнейшее использование информации с сайта https://taxhouse.ru/ без письменного согласия администрации сайта запрещено!