Обязанности физических лиц-владельцев счетов в иностранных банках и организациях финансового рынка
Российские клиенты неизменно проявляют интерес к открытию счетов в иностранных банках, в большей степени европейских. Тому есть несколько причин.
Во-первых, резидентов России привлекает размер возмещения по вкладам. Так, законодательством Евросоюза установлена гарантированная выплата в размере 100 000 евро , которая присуждается, если кредитная организация неспособна выплатить сумму на счете из-за своего финансового положения. Также выплата назначается, когда суд вынес постановление, которое приостанавливает права владельцев счетов на предъявление требований к банку. Возмещение доступно как для счетов физических лиц, так и для счетов организаций. И хотя действуют определенные исключения из правила о выплате, данный размер возмещения не сравним с тем, что установлен в России. Для сравнения — максимальный размер страхового возмещения по вкладам физических лиц в РФ составляет не более 1,4 миллиона рублей . При этом система страхования вкладов юридических лиц, не являющихся малыми предприятиями, в нашей стране отсутствует.
Еще одним важным преимуществом иностранных банков перед российскими является удобство совершения платежей. Отсутствие валютного контроля в большинстве зарубежных юрисдикций означает, что требований о постановке контракта на учет, оформления паспортов сделок или аналогичных документов не предъявляется. Данное обстоятельство имеет большое значение при работе с иностранными контрагентами. Однако следует иметь в виду, что иностранные банки, как и российские, вправе (и на практике довольно часто реализуют это право) запрашивать документы, достаточные на их взгляд, для подтверждения операций с точки зрения борьбы с легализацией денежных средств, полученных преступным путем.
Наконец, еще одно преимущество иностранных банков – это уровень сервиса. Наличие высоких стандартов обслуживания особенно характерно для стран с развитой финансовой системой и длительной банковской историей (Швейцария, Австрия). Такие банки чаще являются инвестиционными и предлагают клиентам более широкий перечень банковских продуктов и премиальный уровень обслуживания.
Несмотря на все перечисленные преимущества, для российских клиентов решение об открытии иностранного счета не может быть принято только на их основе без учета требований валютного законодательства РФ. Физическому лицу следует принимать во внимание обязанности и ограничения, сопряженные с владением иностранным счетом, установленные для валютных резидентов России. Краткий обзор данных требований приведен в настоящей статье.
-
-
-
- Статус «валютный резидент РФ»
- Статус «валютный резидент РФ» и «привилегированный» валютный резидент
- Законные валютные операции по иностранному счету для валютных резидентов
- Законные валютные операции для «привилегированных» валютных резидентов
- Отчетность по иностранным счетам
- Обязанность валютных резидентов представлять отчетность по иностранным счетам
- Представление отчетности «привилегированными» валютными резидентами
- Ответственность за совершение незаконных валютных операций и за непредставление отчетности
- Счета в организациях финансового рынка
- Обязанности по подаче отчетности по счетам в организациях финансового рынка с 1 января 2020 года
- Что такое организация финансового рынка?
- Нужно ли подавать отчеты по счетам в иностранных организациях финансового рынка за 2019 год?
- Нужно ли подавать отчеты по счетам в иностранных организациях финансового рынка за 2019 год?
- Во всех ли случаях нужно подавать отчеты по счетам в организациях финансового рынка?
- Электронные кошельки и иные электронные средства платежа
- Обмен информацией с иностранными государствами по счетам
- Статус «валютный резидент РФ»
Основным нормативным актом валютного законодательства является Федеральный закон от 10.12.2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – «закон «О валютном регулировании и валютном контроле», «закон № 173-ФЗ»).
Владельцам иностранных счетов следует учитывать следующие обязанности и требования.По общему правилу обязанности и требования, указанные выше, распространяются только на валютных резидентов РФ. Поэтому принципиально важно определить, является ли лицо валютным резидентом РФ.
I. Статус «валютный резидент
a) Статус «валютный резидент РФ» и «привилегированный» валютный резидент
Согласно действующему законодательству валютными резидентами признаются все граждане России (пп. а) п.6 ч.1 ст.1 закона № 173-ФЗ). Также к резидентам-физическим лицам относятся иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством России.
На валютных резидентов РФ распространяется закон «О валютном регулировании и валютном контроле» как в части норм об отчетности по иностранным счетам, так и положения о разрешенных валютных операциях. Валютным законодательством предусмотрены обязанности по счетам в иностранных банках, а с 2020 года — и в организациях финансового рынка.
Названный порядок определения статуса применяется к определению статуса валютных резидентов начиная с 2018 года. При этом с обратной силой с 2017 года фактически введена новая категория валютных резидентов, для которых предусмотрены существенные изъятия из общего правила. Далее мы будем условно называть эту категорию — «привилегированный» валютный резидент. В законе такие резиденты прямо не называются «привилегированными», но фактически для данной категории субъектов установлены значительные послабления в отношении их обязанностей по валютному законодательству, поэтому в дальнейшем они будут именоваться таковыми.
К «привилегированным» валютным резидентам относятся резиденты — физические лица, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составляет более 183 дней.
Изъятия, установленные для «привилегированных» валютных резидентов, подробно будут рассмотрены далее применительно к законным валютным операциям таких резидентов, а также к их обязанностям, а точнее – к освобождению от обязанностей по представлению отчетности по иностранным счетам.
После того, как установлено, что лицо является валютным резидентом РФ и несет обязанности, предусмотренные законом №173-ФЗ, крайне важно определить, какие операции по такому счету будут являться разрешенными. Ведь валютное законодательство строго очерчивает перечень транзакций, которые валютный резидент вправе совершать с его использованием. А значит и масштаб использования зарубежного счета для физического лица-валютного резидента РФ ограничен данным перечнем.
b) Законные валютные операции по иностранному счету для валютных резидентов
Общим режимом иностранного счета физического лица — валютного резидента РФ является ограничение случаев зачисления денежных средств на такой счет. Операции зачисления законны только в случаях, установленных валютным законодательством.
При этом предусмотрено свободное распоряжение средствами, зачисленными в соответствии с законом на иностранный счет. Так, п.6 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусматривает, что физические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, с использованием средств, зачисленных в соответствии с законом на свои иностранные счета (кроме операций между резидентами).
Части 5 и 5.1 статьи 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливают перечень видов зачислений, которые резидент вправе получать на свой иностранный счет.
В настоящий момент подход законодателя к определению законных валютных операций базируется на том, что часть операций разрешена по всем иностранным счетам, а другая часть – по счетам в банках, расположенных на территориях стран-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) (http://www.eaeunion.org/#about), а также по счетам в банках, расположенных на территории стран (территорий), которые обмениваются информацией с Россией в автоматическом режиме. С учетом того, что данная норма – результат изменений конца 2019 года, со 2 декабря 2019 года с особой осторожностью следует подходить к валютным операциям по зарубежным счетам резидентам РФ, у которых открыты счета в банках на территории стран, не участвующих в автоматическом обмене. Это касается в том числе стран-участниц ОЭСР и ФАТФ таких, как США, а с 5 января 2020 года — также и Великобритании в связи с прекращением автоматического обмена с данной страной и исключением ее из соответствующего перечня.
Прежде всего, валютные резиденты вправе переводить на любые свои иностранные счета, денежные средства со своих же счетов в российских уполномоченных банках или с других своих иностранных счетов в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации.
Кроме того, на настоящий момент к разрешенным операциям относится зачисление на любой иностранный счет денежных средств по следующим валютным операциям при условии, что такие операции разрешены к совершению между соответствующими субъектами (резидент-нерезидент, резидент-резидент).
Однако особое внимание владельцам иностранных счетов следует уделять операциям по таким счетам, которые совершаются ими с другими валютными резидентами РФ. По общему правилу валютные операции между резидентами России запрещены, и закон допускает совершение лишь прямо перечисленных отдельных транзакций (статья 9 закона №173-ФЗ).
Если говорить о второй категории законных операций, а именно об операциях по счетам в банках, расположенных на территории государств — членов ЕАЭС или на территории государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, то закон устанавливает, что на счета физических лиц — резидентов, открытые в таких банках, могут быть зачислены без ограничений денежные средства, получаемые от нерезидентов.
В то же время эта норма ограничена следующим. Физические лица – резиденты на свои счета в таких банках, могут получать от нерезидентов суммы кредитов и займов в иностранной валюте по кредитным договорам и договорам займа, заключенным на срок свыше двух лет, со следующими субъектами:
-
-
-
-
- с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также
- с резидентами государств — членов ЕАЭС или с резидентами иностранных государств (территориях), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией.
-
-
-
Соответственно, валютные операции из второй категории, связанные с описанным кредитованием и заимствованием, будут законны только если они совершены с соблюдением указанных условий в отношении срока и контрагента.
Указанная норма действует ретроактивно с 1 января 2018 года. При этом с 11.08.2020 года данное правило расширено: теперь законно получение денежных средств, полученных по кредитным договорам и договорам займа на вышеописанных условиях.
Отметим, что есть дополнительное требование, выведенное из разъяснений ФНС, предъявляемое к каждой операции для того, чтобы ее можно было рассматривать как законную. В Письме ФНС России от 16.07.2017 N ЗН-3-17/5523@ отмечено, что все операции по иностранному счету, в отношении которого не подавалось уведомлений об открытии и отчетов о движении средств, являются незаконными. И хотя выводы данного письма представляются спорными, появляется риск, что любые зачисления на иностранный счет, в отношении которого не подавалось отчетности, могут быть признаны незаконными вне зависимости от разрешенных операций, перечисленных выше.
c) Законные валютные операции для «привилегированных» валютных резидентов
Для «привилегированных» резидентов (а по действующим на настоящий момент нормам — также для лиц, находящихся под санкциями и признанных в установленном законом порядке налоговыми нерезидентами РФ) предусмотрено, что к таким резидентам не применимы требования к проведению валютных операций по иностранным счетам (часть 8 статьи 12 закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Также для «привилегированных» резидентов РФ являются разрешенными отдельные валютные операции, совершаемые между такими резидентами, которые по общему правилу запрещены. В частности, являются разрешенными операции, совершаемые за пределами территории РФ между такими «привилегированными» резидентами, а также между такими «привилегированными» резидентами и юридическими лицами — резидентами, являющимися российскими государственными образовательными организациями высшего образования и их филиалами, находящимися за пределами территории РФ, по договорам об образовании.
С 1 января 2020 года законными являются переводы в иностранной валюте в пользу «привилегированных» валютных резидентов, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания, на их счета в иностранных банках от физических лиц – резидентов со своих счетов в российских уполномоченных банках, в следующих случаях:
В то же время в отношении совершения валютных операций для «привилегированных» резидентов есть неопределенность, связанная с тем, что законом установлено, что их статус определяется на основе суммирования дней пребывания в РФ за календарный год.
Необходимость для резидента предугадывать срок пребывания на территории РФ по итогам года создает не просто неопределенность, но и невозможность до определённого момента установить законность валютной операции. При этом риски неправильных прогнозов ложатся на плечи резидента. Поэтому для таких лиц крайне важно принимать во внимание время совершения валютной операции.
Изложенная позиция подтверждается разъяснениями ФНС в ответ на запрос, поданный в ФНС в интересах компании Tax House. ФНС указывает, что «в случае, если физическое лицо – резидент предполагает, что срок его пребывания за пределами территории Российской Федерации в течение текущего календарного года в совокупности составит более 183 дней, в силу положений ч. 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ он может не уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии, закрытии и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в текущем календарном году в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и проводить валютные операции по зарубежным счетам без учета требований ст. 12 Закона № 173-ФЗ. Однако, если срок пребывания указанного физического лица – резидента за пределами территории Российской Федерации в течение соответствующего календарного года составит менее 183 дней, то данное лицо будет считаться нарушившим положения ст. 12 Закона № 173-ФЗ и подлежит привлечению к административной ответственности». Указанный ответ Федеральной налоговой службы опубликован в разделе «Часто задаваемые вопросы» (nalog.ru).
Таким образом, может оказаться так, что незапланированный возврат физического лица в Россию повлечет риски признания совершенных таким лицом операций незаконными и привлечение такого лица к ответственности. Полагаем, что для устранения данной неопределенности необходимо внести изменения в закон №173-ФЗ.
II. Отчетность по иностранным счетам
i) Обязанность валютных резидентов представлять отчетность по иностранным счетам
Законом предусмотрены следующие обязанности валютного резидента Российской Федерации по подаче отчетности по иностранным счета.
Форма уведомления об открытии счета утверждена Приказом ФНС России от 24.04.2020 N ЕД-7-14/272@.
Ранее для физических лиц действовала обязанность при первом переводе средств со своего российского счета на иностранный счет предъявлять российскому банку уведомление налогового органа об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии. В настоящий момент для физических лиц-резидентов данная обязанность не действует (абз. 3 ч. 4 ст. 12 закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).
С 1 января 2015 года физические лица обязаны представлять отчет о движении средств по счету в иностранном банке. В настоящий момент порядок предоставления такого отчета и его форма установлены постановлением Правительства РФ №1365 от 12.12.2015 года. Последние на момент публикации изменения были внесены в форму Федеральным законом от 17.04.2020 N 528.
В отчет необходимо включить сведения об остатке средств на счете на начало и конец отчетного периода, а также общее количество зачисленных и списанных средств за отчетный период. Иными словами, нет необходимости указывать в отчете каждую транзакцию по счету.
Обязанность прикладывать к отчету выписки из банка или иные подтверждающие документы не установлена, однако, предусмотрено право налоговых органов запрашивать любые документы и информацию.
Отчетным периодом для целей подачи отчета является календарный год за исключением случаев, когда счет был открыт или закрыт после 1 января соответствующего года. При этом при закрытии счета отчет представляется одновременно с уведомлением о закрытии в течение одного месяца с даты закрытия.
В 2019 году в валютное законодательство было внесены значительные изменения, которые ввели правила подачи отчетов о движении средств, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года (п.3.1 Федерального закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ в редакции Федерального Закона от 02.12.2019 N 398-ФЗ). Норма закрепляет, что отчеты по иностранному счету нужно подавать не во всех случаях.
Такая обязанность будет отсутствовать, когда выполняется следующая совокупность условий:
1) счет открыт в финансовом учреждении, расположенном на территории государства — члена ЕАЭС или на территории иностранного государства (территории), с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией,
и при этом
2) в отчетном году имело место движение средств по счету и размер зачисленных или списанных средств за год не превышает 600 000 рублей (эквивалент этой суммы)
или, если средств на счет за отчетный период не зачислялось, — остаток денежных средств на счете на конец года не превышает 600 000 рублей (эквивалент этой суммы).При этом пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации производится по курсу Центрального банка Российской Федерации по состоянию на 31 декабря отчетного года.
ii. Представление отчетности «привилегированными» валютными резидентами
Для «привилегированных» резидентов (а по действующим на настоящий момент нормам — также для лиц, находящихся под санкциями и признанных в установленном законом порядке налоговыми нерезидентами РФ), предусмотрено, что к таким резидентам не применимы требования к порядку открытия счетов в иностранных банках и к представлению отчетов о движении денежных средств по этим счетам (часть 8 статьи 12 закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).
В то же время, как указано ранее, очевидно, что на конкретную дату по крайней мере до середины года статус гражданина установить невозможно. Поэтому для данной категории резидентов крайне важно принимать во внимание время открытия счета. Поясним важность такого понимания.
Если гражданин РФ открыл счет в иностранном банке в 2020 году, то ему следует учитывать, намерен ли он проводить в РФ более 183 дней в календарном 2020 году (если еще нельзя посчитать). Если в 2020 году он предполагает проводить в РФ более 183 дней, то в течение одного месяца с даты открытия счета он должен уведомить ФНС России об открытии такого счета.
В 2021 году при анализе того, возникает ли обязанность подавать отчет о движении денежных средств за 2020 год, нужно учитывать срок пребывания гражданина за границей за календарный 2020 год (по состоянию на 31 декабря 2020 года).
III. Ответственность за совершение незаконных валютных операций и за непредставление отчетности
При работе с иностранными счетами важно учитывать нормы об ответственности за нарушения при совершении операций по счету, поскольку размер штрафов может достигать 100% от суммы операции. Положения об ответственности неоднократно пересматривались и с февраля 2013 года демонстрируют достаточно жесткий подход к определению действий, подлежаших административному наказанию.
Под незаконными валютными операциями понимаются не только операции, запрещенные валютным законодательством (как предусматривалось ранее), но и осуществленные с нарушением валютного законодательства, в том числе с нарушением порядка использования зарубежных счетов. Так, осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в российских банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП).
Важно отметить, что 31.07.2020 года вступили в силу важные изменения данной нормы. Теперь административная ответственность за данное правонарушение не применяется, если оно связано с осуществлением валютных операций по внешнеторговым договорам, расчеты по которым произведены не через счета в российских уполномоченных банках, хотя такой порядок расчетов и не предусмотрен валютным законодательством. Ответственность не наступает только при определенных условиях, а именно — если резидент, которому в установленные сроки зачислены денежные средства на его иностранный счет, осуществил списание с указанного счета таких денежных средств с последующим их зачислением в полном объеме на счет этого резидента в российском уполномоченном банке не позднее 45 дней со дня зачисления их на иностранный счет. При этом в случае частичного списания с указанного счета таких денежных средств и их перечисления на счет этого резидента в российском уполномоченном банке, осуществленного не позднее 45 дней со дня зачисления их на иностранный счет, административная ответственность не применяется в отношении суммы таких частично зачисленных денежных средств.
За нарушение валютного законодательства по ст. 15.25 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности составляет два года со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
За нарушения при подаче отчетности по иностранным счетам установлена следующая ответственность.
Представление резидентом уведомления об открытии/закрытии/изменении реквизитов счета с нарушением установленного срока и(или) не по установленной форме штраф от 1 000 до 1 500 рублей
ч.2 ст. 15.25 КоАП РФНепредставление резидентом уведомления об открытии (закрытии) счета или об изменении реквизитов счета в банке штраф от 4 000 до 5 000 рублей
ч.2.1. ст. 15.25 КоАП РФНесоблюдение установленных порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации штраф от 2000 до 3000 рублей ч.6. ст. 15.25 КоАП РФ
Нарушение сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации не более чем на десять дней штраф от 300 до 500 рублей ч.6.1 ст. 15.25 КоАП РФ
Нарушение сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации более чем на десять дней, но не более, чем на тридцать дней штраф от 1000 до 1500 рублей ч.6.2 ст. 15.25 КоАП РФ
Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам более чем на тридцать дней штраф от 2 500 рублей до 3 000 рублей ч.6.3. ст. 15.25 КоАП РФ
Непредставление в уполномоченный банк отчетности по валютным операциям по истечении девяноста дней после окончания установленного срока штраф от 2 500 рублей до 3 000 рублей Повторное несоблюдение порядка представления отчета о движении денежных средств штраф в размере 20 000 рублей ч.6.5. ст. 15.25 КоАП РФ
IV. Счета в организациях финансового рынка
1. Обязанности по подаче отчетности по счетам в организациях финансового рынка с 1 января 2020 года
Поправки в валютное законодательство, действующие с 1 января 2020 года, предусматривают обязанность валютных резидентов РФ уведомлять налоговые органы об открытии счетов в организациях финансового рынка, расположенных за пределами России. Также уведомлять нужно и о закрытии и изменении реквизитов таких счетов.
В соответствии с изменениями владельцы указанных счетов также обязаны ежегодно подавать отчеты по таким счетам.
Кроме того, валютные резиденты РФ при совершении операций по таким иностранным счетам, должны принимать во внимание список разрешенных зачислений и списаний. Такой перечень утвержден Центральным Банком (Указание Банка России от 24.12.2019 N 5371-У «О случаях зачисления денежных средств на счета (во вклады) резидентов, открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации организациях финансового рынка, и списания денежных средств с таких счетов (вкладов)»). В настоящий момент все зачисления и списания по таким счетам являются разрешенными.
2. Что такое организация финансового рынка?
С 1 января 2020 года закон «О валютном регулировании» закрепляет, что обязанности валютных резидентов по иностранным счетам, описанные выше, действуют и в отношении счетов в организациях финансового рынка, расположенных за пределами РФ.
Что понимается под такими организациями? Законодательство, прежде всего, устанавливает, что такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.
Представляется, что в отдельных случаях будет достаточно сложно понять, является ли конкретная иностранная организация организацией финансового рынка согласно закону №173-ФЗ. Как видится, ключевым при определении того, относится ли конкретная организация к организациям финансового рынка, является ее соответствие признакам, указанным в законе. В такой ситуации важно изучить личный закон иностранной компании, то есть право страны, в которой учреждена такая компания, чтобы удостовериться, что такая компания вправе (или не вправе) оказывать услуги организации финансового рынка.
Очевидно, что провести такой анализ валютному резиденту РФ, не имеющему специальных познаний, может быть достаточно сложно. Ограничивает эту возможность и то, что не всегда иностранная компания может по запросу предоставить своему клиенту доступ к данным, необходимым для анализа. С учетом этого приобретают особую важность разъяснения государственных органов, которые могли бы сделать более понятным то, в каких случаях налоговые инспекции будут ожидать получение отчетности по счетам в иностранных организациях финансового рынка.
3. Нужно ли уведомлять о счетах в иностранных организациях финансового рынка, открытых по состоянию на 1 января 2020 года?
Применительно к счетам в организациях финансового рынка законом «О валютном регулировании и валютном контроле» для резидента установлен тот же срок уведомления об открытии (изменении, закрытии) таких счетов. Обязанность по уведомлению об открытии иностранного счета должна быть исполнена в течение одного месяца с даты открытия счета.
При этом изменения, внесенные в валютное законодательство, не содержат прямого ответа на вопрос о том, следует ли уведомлять о счетах в организациях финансового рынка, открытых до 1 января 2020 года.
В то же время на официальном сайте Федеральной налоговой службы nalog.ru в разделе «Часто задаваемые вопросы» содержится комментарий в отношении «старых» счетов в организациях финансового рынка. Уведомлять налоговые органы об открытых до 01 января 2020 счетах в расположенных за пределами территории Российской Федерации организациях финансового рынка, не являющихся банками, не требуется, — считает налоговая служба.
4. Нужно ли подавать отчеты по счетам в иностранных организациях финансового рынка за 2019 год?
По общему правилу физические лица должны представлять отчеты о движении средств по иностранным счетам в срок до 1 июня года, следующего за отчетным. Кроме того, при закрытии счетов подобный отчет сдается в течение одного месяца с даты закрытия счета вместе с уведомлением о закрытии счета.
В то же время поправки не содержат положений, которые бы прямо определяли, в отношении отчетов за какой год применяются новые положения об отчетности по счетам в иностранных организациях финансового рынка.
И здесь вновь можно обратиться к разделу «Часто задаваемые вопросы» сайта nalog.ru, где ФНС России указывает, что физические лица — резиденты обязаны с 01 января 2020 года представлять отчеты о движении средств по счетам в расположенных за пределами территории Российской Федерации организациях финансового рынка, начиная с отчета за 2020 год (до 01.06.2021 года, а в случае закрытия счета — в месячный срок со дня закрытия счета).
5. Во всех ли случаях нужно подавать отчеты по счетам в организациях финансового рынка?
Как мы рассматривали выше, поправки в валютное законодательство, действующие с 1 января 2020 года, вводят новые случаи, когда отчеты по любым иностранным счетам, в том числе счетам в иностранных банках, подавать не требуется. Данные случаи, когда резидент может не подавать отчет, также будут распространяться и на освобождение от подачи отчетов по счетам в иностранных организациях финансового рынка.
В отношении уведомлений по счетам в иностранных организациях финансового рынка также действует и положение, позволяющее не представлять документацию в налоговый орган «привилегированным» валютным резидентам.
-
-
-
-
V. Электронные кошельки и иные электронные средства платежа
- С 1 июля 2021 года вступили в силу положения валютного законодательства, касающиеся операций с использованием электронных средств платежа (далее – «ЭСП»), предоставленных иностранными поставщиками. Под такими средствами, как следует из Пояснительной записки к законопроекту о введении новых норм, относятся в том числе электронные кошельки иностранных провайдеров, позволяющие производить платежи без открытия счета.
Новые нормы закрепили на уровне закона право валютных резидентов РФ осуществлять переводы без открытия банковского счета с использованием ЭСП иностранных поставщиков.
В то же время с указанной даты законными являются не все операции с использованием ЭСП. Запрещены следующие операции валютных резидентов РФ, осуществляемые с помощью ЭСП иностранных поставщиков: -
1) прием ЭСП для переводов денежных средств без открытия банковского счета на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности кроме операций с использованием платежных карт, предоставленных в соответствии с правилами иностранной платежной системы,
2) операции с использованием электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и (или) договорами займа.
Как указано в Пояснительной записке, введение новой нормы не в коем мере не вводит послаблений в части запрета по общему правилу валютных операций между резидентами, в частности, не разрешает такие операции с использованием платежных карт иностранных платежных систем, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.
Также с 1 июля 2021 года вводится обязанность валютных резидентов РФ представлять отчеты о переводах денежных средств без открытия банковского счёта с использованием ЭСП, предоставленных иностранными поставщиками платёжных услуг. Обязанность действует только по тем ЭСП, сумма операций по зачислению по которым за отчётный год превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей.
Данная обязанность не распространяется на «привилегированных» валютных резидентов.
С 1 октября 2021 года за осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием ЭСП, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством, предусмотрен административный штраф в размере от 75 до 100 % суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием ЭСП, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.
За непредставление отчета предусмотрен штраф на сумму от 20% до 40% средств, зачисленных на ЭСП, предоставленное иностранным поставщиком платежных услуг, за отчетный период.
Также предусмотрены штрафы за несвоевременное представление отчета и нарушение порядка его подачи. Размер штрафов варьируется в зависимости от количества дней просрочки и достигает максимально 3 000 рублей при первом случае нарушения. -
VI. Обмен информацией с иностранными государствами по счетам
В наших статьях мы уже касались вопроса обмена финансовой информацией между государственными органами на международном уровне. Обмен финансовой информацией осуществляется в соответствии с разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития Стандартом автоматического обмена финансовой учетной информацией по налоговым вопросам (Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information in Tax Matters). Что касается России, то первый автоматический обмен с нашей страной произошел в сентябре 2018 года в отношении информации за 2017 год. Таким образом, в российский налоговый орган теперь регулярно поступают данные об иностранных счетах резидентов РФ. Подробнее об обмене читайте в нашей статье.
Для финансовых институтов значение имеет также Закон FATCA (US Foreign Accounts Tax Compliance Act, Закон о налогообложении иностранных счетов), который мы также подробно анализировали в одной из наших статей. Кратко напомним, что данный закон обязывает финансовые институты выявлять счета американских граждан-налогоплательщиков, а также иных лиц, имеющих какую-либо связь с США, и отчитываться по ним в Федеральное налоговое управление США (IRS). За несоблюдение требований данного закона предусмотрены достаточно серьезные последствия для финансовых учреждений, вплоть до прекращения корреспондентских отношений с банками США.
Что касается российских банков, то на сегодняшний день принят Федеральный закон 173-ФЗ от 28.06.2014 г. «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами», который устанавливает для организаций финансового рынка обязанности по выявлению лиц, подпадающих под действие законодательства иностранного государства о налогообложении иностранных счетов. Закон сформулирован достаточно широко и предусматривает возможности взаимодействия российских финансовых организаций с любыми иностранными государствами. Однако, согласно разъяснениям Центробанка РФ, данный закон был принят в целях создания для российских финансовых организаций условий, позволяющих банкам осуществлять взаимодействие с иностранными налоговыми органами, в первую очередь в рамках закона США «О налоговой дисциплине в отношении зарубежных счетов» (см., например, Письмо Центробанка РФ от 5 сентября 2014 г. N 41-2-3-3/1625).
Интерес в данном законе представляет статья 6, которая гласит, что иностранные финансовые организации обязаны сообщать реквизиты открытых у них счетов (вкладов) граждан России и юридических лиц, прямо или косвенно контролируемых гражданами России. Объяснить появление данной статьи в законе можно соблюдением принципа взаимности: если российские финансовые организации должны отчитываться по счетам иностранных граждан, то и иностранные финансовые организации должны представлять российской ФНС аналогичные сведения. Однако практическое применение данного принципа вызывает множество вопросов, и на данный момент вероятность взаимодействия иностранных финансовых организаций с российскими государственными органами крайне мала.
Таким образом, счет в иностранном банке по-прежнему является удобным инструментом как для предпринимателей, осуществляющих международные расчеты, так и для физических лиц.
Однако, пользуясь преимуществами счетов в иностранных банках, необходимо принимать во внимание и требования российского законодательства.
-
-
- Директива 2014/49/ЕС от 16 апреля 2014 года
- Статья 11 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»
- Перечень операций не исчерпывающий, полный перечень установлен в законе «О валютном регулировании и валютном контроле»
- Постановление Правительства РФ от 30.05.2020 N 792
-
-
-
Копирование и дальнейшее использование информации с сайта https://taxhouse.ru/ без письменного согласия администрации сайта запрещено!