12.07.2015

Документы ОЭСР по обмену информацией в их взаимосвязи

В последнее время эксперты по международному налогообложению все чаще обсуждают перспективы обмена информацией между Россией и зарубежными государствами, ссылаясь на ряд принятых в этой связи документов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Тема, действительно, актуальна, особенно в связи с тем, что последние изменения российского налогового законодательства во многом отражают процесс его развития на международном уровне.

В одной из наших статей мы уже обсуждали мировые тенденции в сфере обмена налоговой информацией, в том числе и в рамках ОЭСР. В данной статье мы подробнее остановимся именно на работе ОЭСР в этом направлении, попытаемся систематизировать разработанные Организацией документы и рассмотрим особенности их применения в России.

Итак, на сегодняшний день в рамках ОЭСР разработана система автоматического обмена информацией о налогоплательщиках, которая включает в себя следующие основные документы:

1. Конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам (принята в 1988 г., с изменениями, внесенными Протоколом от 2010 г., Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters) является наиболее полным документом, предусматривающим все возможные формы сотрудничества в налоговых вопросах. Подробный анализ положений данной Конвенции см. в нашей статье Механизм обмена информацией в рамках Конвенции ОЭСР. Статья 6 Конвенции, устанавливающая возможность автоматического обмена между государствами-участниками Конвенции, предусматривает необходимость наличия взаимных соглашений между сторонами, которые будут регламентировать порядок обмена и подлежащие передаче сведения. Такие соглашения могут быть как двусторонними, так и многосторонними.

Отметим, подписание Конвенции и подписание соглашений юридически являются разными процедурами. На данный момент разработано Многостороннее соглашение компетентных органов Об автоматическом обмене финансовой учетной информацией (Competent Authority Agreement on Automatic Exchange of Financial Account Information), к которому по состоянию на 4 июня 2015 года присоединилась 61страна. При этом саму Конвенцию подписали 87 стран по состоянию на 30 июня 2015 года.

2. Единые стандарты автоматического обмена налоговой информацией (февраль 2014 г., Common Reporting Standard for automatic exchange of tax information). Позднее этот документ был дополнен Модельным соглашением, комментариями и дополнительной информацией технического характера и опубликован в июле 2014 г. под названием «Стандарт автоматического обмена финансовой учетной информацией по налоговым вопросам» (Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information in Tax Matters). Стандарт предусматривает автоматический обмен финансовой информацией, полученной от финансовых учреждений. Подробнее мы рассказывали о нем в нашей статье Мировые тенденции в сфере обмена налоговой информацией. Подписанием Многостороннего Соглашения (см. пункт 1) страны принимают и Единые стандарты, какой-либо дополнительной процедуры их отдельного подписания не требуется.

3. В сентябре 2014 г. Глобальный форум ОЭСР по прозрачности и обмену информацией для целей налогообложения представил разработанную им «Дорожную карту» для участия развивающихся стран в автоматическом обмене информацией (Automatic Exchange of Information: A Roadmap for Developing Country Participation). Документ предусматривает поэтапный подход к содействию развивающимся странам и их привлечению к участию в стандарте по автоматическому обмену налоговой информацией.

Таким образом, если говорить о взаимосвязи перечисленных документов, то можно сделать следующий вывод. Конвенция носит рамочный характер, определяя основные принципы и формы сотрудничества в налоговой сфере без их дальнейшей конкретизации. Многостороннее соглашение компетентных органов развивает положения Конвенции в части автоматического обмена информацией и имплементирует положения Единого стандарта. В Разделе 2 Соглашения перечислены сведения, подлежащие автоматическому обмену. Эти сведения касаются информации о финансовых счетах и совпадают со сведениями, перечисленными в Едином стандарте. Таким образом, автоматический обмен затронет финансовую информацию, предоставляемую финансовыми учреждениями, и не коснется сведений, находящихся в распоряжении частных компания (таких, как юридические или бухгалтерские компании, регистрационные агенты). Предоставление информации данными организациями регулируется внутренним законодательством каждого государства.

Для подписавших Соглашение государств первый автоматический обмен запланирован на 2017-2018 гг. Еще раз подчеркнем, что процедура автоматического обмена станет возможной только для тех государств, которые подписали Соглашение. Иными словами, одного только присоединения к Конвенции для этого недостаточно.

Из всех вышеперечисленных документов Россия на сегодняшний день ратифицировала только Конвенцию (4 ноября 2014 г.). В то же время в рамках Глобального форума ОЭСР по прозрачности и обмену информацией для целей налогообложения Россия взяла на себя обязательство (http://www.oecd.org/tax/transparency/AEOI-commitments.pdf) по имплементации стандарта (т.е. фактически по началу автоматического обмена) к 2018 г. Однако для того, чтобы автоматический обмен стал возможным, Россия должна присоединиться к Многостороннему соглашению либо оформить соответствующие двусторонние соглашения с конкретными государствами-участниками Конвенции, поскольку до подписания таких соглашений обязанности обмениваться какой-либо информацией в автоматическом режиме у компетентных органов не возникает.

Однако не стоит забывать, что при этом остаются в действии механизмы обмена информацией по запросу в рамках существующих двусторонних соглашений. Так, многие соглашения Российской Федерации об избежании двойного налогообложения предусматривают порядок обмена необходимой информацией между компетентными органами по запросу. Кроме того, в соответствии с комментариями ОЭСР, если двустороннее налоговое соглашение между государствами не содержит статьи об обмене информацией, но при этом такие государства являются сторонами Конвенции, обмен информацией также может осуществляться между их компетентными органами по запросу, который соответствует условиям Конвенции.

Несомненно, процедура раскрытия информации в рамках запроса гораздо сложнее и длительнее, чем если бы обмен осуществлялся в автоматическом режиме. Однако появляющаяся в последние годы судебная практика свидетельствует о том, что обмен может иметь место даже и в рамках двусторонних налоговых соглашений. См., например Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2015 г. по делу № А40-28065/13, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июня 2015 г. по делу № А56-55281/2014, где в качестве доказательств были представлены, среди прочего, ответы от компетентных органов иностранных государств.

В связи с этим, полагаем, что следует ожидать более широкого внедрения механизмов обмена налоговой информацией и постепенного перехода к обмену в автоматическом режиме.

Содержание страниц сайта нотариально удостоверено.
Копирование и дальнейшее использование информации с сайта https://taxhouse.ru/ без письменного согласия администрации сайта запрещено!