19.01.2017

Как работает глобальный автоматический обмен информацией?

Мы уже неоднократно обращались к теме глобального обмена налоговой информацией в наших статьях. В данной статье мы решили комплексно представить и обновить известную нам информацию об автоматическом обмене, а также разъяснения, которые нам удалось получить в этой связи.

Напомним, что основными международными инструментами, регулирующими автоматический обмен информацией, являются Конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам и принятые в соответствии с ней Единые стандарты автоматического обмена информацией о финансовых счетах (CRS). Подробнее информацию о данной конвенции и сфере ее применения см. в нашей статьей.

Список стран, присоединившихся к Конвенции, можно посмотреть здесь: http://www.oecd.org/ctp/exchange-of-tax-information/Status_of_convention.pdf

Россия подписала данную Конвенцию в 2011 г., а ратифицировала в 2014 г. Кроме того, в мае 2016 г. Россия подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах, которое делает возможным имплементацию CRS для России. Первый обмен для России запланирован на 2018 год. При этом будет передаваться информация за период с 1 января по 31 декабря 2017 года. Схематично сроки обработки информации иностранными банками и ее передачи налоговыми органами в отношении налоговых резидентов России можно представить следующим образом:
s2
Для некоторых стран международный автоматический обмен начнется уже в 2017 году. В этом случае передаваться будет информация за период с 1 января по 31 декабря 2016 года.

В целях имплементации CRS страны могут на свое усмотрение подписать двусторонние соглашения со странами, с которыми они хотели бы обмениваться, либо присоединиться к указанному выше Многостороннему соглашению. При этом чтобы обмен состоялся, предполагаемая страна-партнер также должна подтвердить свою готовность сотрудничать с данной юрисдикцией, т.е. обмен не может быть односторонним. По нашим источникам, по первому пути пошли такие страны, как Гонконг, Сингапур и Швейцария. Большинство стран, включая и Россию, подписали многостороннее соглашение.

Однако следует принимать во внимание, что после подписания многостороннего соглашения подписавшее его государство должно направить официальное уведомление о том, что в таком государстве разработано внутреннее законодательство, необходимое для имплементации данного соглашения. Речь идет о внедрении во внутреннее законодательство условий обеспечения конфиденциальности получаемой информации, технических условий передачи информации, использования такой информации, а также иных условий.

Соглашение вступает в силу для данного государства со дня получения Секретариатом (т.е. ОЭСР) такого уведомления. Информацию о том, направила ли Россия такое уведомление, найти не удалось. Однако на сайте ОЭСР можно посмотреть список стран и их партнеров, с которыми они намерены обмениваться информацией. У России таких партнеров пока 0. В целом по некоторым европейским юрисдикциям количество партнеров достигает 50. Надо иметь в виду, что работа в этом направлении ведется, и мы ожидаем увеличение количества таких соглашений.

Список стран, готовых к обмену на настоящий момент, доступен по следующей ссылке:
http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/?utm_source=Adestra&utm_medium=email&utm_content=accessed+here&utm_campaign=Tax+News+Alert+20-10-2016&utm_term=demo

Таким образом, можно предположить, что в связи с рядом технических, административных вопросов, вопросов обеспечения конфиденциальности и внедрения соответствующих механизмов в российское законодательство глобальный обмен для России может и не начаться в 2018 году.

Тем не менее нужно понимать, что работа в рамках автоматического обмена в России уже ведется. В частности, Минфин разработал законопроект, который вносит изменения в первую часть Налогового кодекса РФ в части международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах в рамках осуществления Россией принятых на себя обязательств. Законопроект опубликован на официальном портале проектов нормативно-правовых актов и находится на этапе экспертизы.

В этой связи необходимо разобраться в следующих вопросах:
кто будет передавать информацию в рамках глобального автоматического обмена?
что будет передаваться в рамках автоматического обмена?
как будет осуществляться глобальный автоматический обмен информацией?

Кто? Стандарты содержат требования к финансовым организациям собирать и впоследствии представлять информацию, находящуюся в их распоряжении. К таким финансовым организациям относятся банки, депозитарные организации, кредитные организации, инвестиционные и страховые компании, за исключением случаев, когда риск того, что они будут использованы в целях уклонения от уплаты налогов, незначителен. Таким образом, Стандарты не распространяются на информацию, находящуюся в распоряжении регистрационных агентов, юристов, нотариусов и иных лиц/органов, не являющихся финансовыми организациями. Далее по тексту мы будем говорить преимущественно о банках.

Что? Банки должны собирать и предоставлять в уполномоченный орган следующую информацию:

  1. для физических лиц, признанных подотчетными лицами: имя, адрес, страну проживания, налоговый номер, дата и место рождения; если владельцами счета являются юридические лица, то указанная информация представляется в отношении их контролирующих лиц, которые признаны подотчетными лицами;
  2. номер счета (или аналогичный элемент);
  3. наименование и идентификационный номер финансового учреждения, представляющего информацию;
  4. остаток по счету на конец соответствующего календарного года или иного отчетного периода либо, если счет был закрыт в течение такого периода – на дату закрытия счета;
  5. в отношении счетов депо и депозитарных счетов – доходы от банковских продуктов, размещенных на таких счетах

Иными словами, такие сведения, как движение по счету, операции по счету, банковские выписки именно в автоматическом режиме по CRS передаваться не будут. Однако не стоит забывать о процедуре обмена информации по запросу. Подробнее мы описывали данную процедуру в одной из наших статей. В рамках этой процедуры уже возможно получение информации, которая не предоставляется посредством автоматического обмена, например банковских выписок, расшифровок, иной информации о транзакциях по счетам клиентов.

Как? Сведения в рамках автоматического обмена предоставляются при условии соблюдения конфиденциальности, а также иных гарантий защиты такой информации, в частности положений, ограничивающих объем передаваемой информации и направленных на защиту персональных данных. Кроме того, Конвенция предусматривает особый порядок раскрытия данной информации. В частности, она может быть раскрыта только лицам или органам, занимающимся вопросами оценки, установления, сбора налогов, контроля за уплатой налогов, и только в целях осуществления их профессиональной деятельности.

Обмен указанными выше сведениями должен состояться в течение девяти месяцев по окончании календарного года, к которому относится информация. За этот срок банки должны провести надлежащие проверки, собрать информацию и передать ее в налоговый орган своей страны. Налоговые органы затем уже направляют поступившую от банков информацию в налоговые органы других стран в зависимости от установленного банком резидентства бенефициаров по счетам.

Схематично можно представить процедуру обмена информацией следующим образом:
s1
При определении резидентства банк должен полагаться на заявление, сделанное самим клиентом (self-certification), но должен проверять обоснованность такого заявления с учетом проверки, проводимой банком при открытии счета в соответствии с принципом «знай своего клиента» (KYC). Как правило, для подтверждения резидентности требуется предоставление следующих документов в совокупности:

  • документ, дающий право на проживание в соответствующем государстве без ограничения по срокам;
  • подтверждение адреса (например, квитанции об оплате коммунальных платежей);
  • свидетельство о присвоении налогового номера.

Что касается последнего документа, Стандарт предусматривает, что банк не требует предоставления налогового номера, если такой номер не присваивается соответствующей юрисдикцией. В указанных целях на сайте ОЭСР появился раздел, где кратко представлены нормы внутреннего законодательства, касающиеся выдачи налогового номера. С ними можно ознакомиться здесь:
https://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-identification-numbers/

Стандартом предусмотрено, что в отношении существующих счетов, совокупный остаток по которым не превышает 250 000 долларов США на 31 декабря соответствующего отчетного года, банк вправе не проводить проверок и не представлять информацию. Однако если на 31 декабря последующего календарного года указанный пороговый остаток будет превышен, в отношении данного счета должны быть проведены все необходимые проверки и представлена информация. Указанный пороговый остаток не применяется к вновь открываемым счетам.

Банк проводят различия между так называемыми счетами с низким остатком (Low Value account) и счетами с высоким остатком (High Value Account). При этом к счетам с низким остатком относятся счета, баланс которых не превышает 1 000 000 долларов США на 31 декабря отчетного года. Счета, превышающие указанное пороговое значение, относятся к счетам с высоким остатком. В отношении последних банк проводит расширенную проверку.

Еще один важный момент, который следует принимать во внимание, состоит в том, что порядок предоставления информации различается для так называемых «активных» (active) и «пассивных» (passive) компаний. Стандарты содержат ряд критериев для определения того, является ли компания активной или пассивной. Одним из основных критериев служит источник их дохода. Так, активными компаниями признаются такие компании, пассивный доход которых составляет менее 50% за прошедший календарный год. При этом значение термина «пассивный доход» должно быть определено внутренним законодательством соответствующей юрисдикции, однако, как правило, под пассивными доходами понимаются дивиденды, проценты, роялти и аналогичные доходы.

В отношении пассивной компании банк будет передавать информацию в страну налогового резидентства контролирующего лица (бенефициара). Если компания активна, то банк считает саму компанию держателем счета и проводит проверку в отношении нее в целях определения того, является ли она подотчетным лицом (reportable person) или нет. В указанных целях банк анализирует имеющуюся у него информацию, в том числе сведения, собранные в рамках процедуры KYC, которые позволяют сделать вывод о том, является ли такая компания резидентом соответствующей юрисдикции. Если на основе такой информации банк придет к выводу, что активная компания является резидентом в стране ее учреждения, банк направляет информацию в эту страну. Если активная компания не имеет резидентства в налоговых целях, то банк определяет резидентство такой компании по месту ее фактического управления. Официальный комментарий ОЭСР определяет место фактического управления как место принятия ключевых управленческих и коммерческих решений, необходимых для ведения деятельности организации в целом.

Схематично, взависимости от типа компании, порядок передачи информации в рамках глобального обмена будет следующим:s3
Следует однако учитывать, что впоследствии с появлением реальной практики автоматического обмена некоторые положения могут быть скорректированы.

В заключение отметим, что банки в настоящий момент проводят проверки и собирают информацию обо всех счетах, независимо от того, когда начнется автоматический обмен для соответствующих юрисдикций.

В целом можно говорить о том, что автоматический обмен информацией по финансовым счетам приобретает глобальный характер. В этой связи следует ожидать, что в конечном итоге к данной системе присоединятся все страны, которые позиционируют себя как международные финансовые центры и юрисдикции, благоприятные для ведения международного бизнеса.

Содержание страниц сайта нотариально удостоверено.
Копирование и дальнейшее использование информации с сайта https://taxhouse.ru/ без письменного согласия администрации сайта запрещено!