Преимущества работы с криптовалютой через иностранную компанию
Криптовалюта – популярный актив, вокруг законодательного регулирования которого разворачиваются оживленные дискуссии. Среди мировых держав нет единой позиции как в отношении майнинга и работы криптовалютных бирж, так и в части торговли криптовалютой и осуществления инвестиций в данные активы. Такая ситуация может как представлять проблему для тех, кто занимается законной деятельностью, связанной с цифровой валютой, так и открывать преимущества для легального ведения бизнеса.
Регулирование и налогообложение криптовалюты в России в 2025 году: обзор
основных положений
Если до 2024 года в России лишь обсуждались модели регулирования майнинга и иных вопросов, связанных с криптовалютой, то с конца 2024-начала 2025 года обсуждения воплотились в действующие законодательные нормы.
С 1 января 2025 года цифровая валюта официально признается имуществом, что прямо закреплено в Налоговом Кодексе (НК РФ). С конца 2024 года в России законодательно урегулирован майнинг криптовалют, а с начала 2025 года действуют нормы о налогообложении как майнинга, так и операций с криптовалютами. Ранее специальных правил в законе не существовало, при этом налогообложение осуществлялось на основании общих положений Налогового кодекса (НК РФ).
Майнинг
Согласно действующим нормам, индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе заниматься майнингом цифровых валют с момента включения в специальный реестр. Для физических лиц подобная регистрация не требуется при условии, что потребляемая в ходе майнинга энергия, не превышает лимитов энергопотребления,
установленных Правительством РФ.
Запрещено заниматься майнингом:
- Индивидуальным предпринимателям (ИП) и юридическим лицам в случае, если такие ИП, юридические лица или их учредители, участники, бенефициарные владельцы или единоличный исполнительный орган имеют неснятую или непогашенную судимость за определенные в законе преступления или установлена их связь с операциями по легализации денежных средств или финансированием терроризма;
- ИП и юридическим лицам, занимающимся деятельностью по передаче электрической энергии, по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и по производству или купле-продаже электрической энергии;
- в отдельных субъектах России в силу акта Правительства РФ, при этом на отдельных территориях запрет действует в определенный период в течение года.
Для майнеров предусматривается обязанность отчитываться в ФНС в том числе о цифровой валюте, полученной в результате майнинга¹. Подать отчет нужно не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была получена цифровая валюта. При этом представить соответствующие данные возможно в том числе через специальный
сервис в личном кабинете налогоплательщика.
Запреты в отношении криптовалют
Еще до принятия поправок о майнинге и криптовалютном налогообложении, был установлен запрет принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за товары, работы, услуги или в качестве иного способа оплаты в пределах российской юрисдикции². Данный запрет действует и в настоящее время. При этом принят закон об эксперименте использования криптовалюты во внешней торговле, однако, необходимые для его введения акты пока не утверждены³.
Также не допускается реклама цифровой валюты и товаров (работ, услуг) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты. Помимо этого, на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект,
предполагающий возможность ареста и конфискации криптовалюты в рамках уголовных дел.
Валютные операции с криптовалютами
Операции по купле-продаже криптовалют признаются валютными операциями, которые должны осуществляться через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках. Такую позицию высказала Федеральная Налоговая Служба РФ еще в 2016 году[4].
При этом признание операций с криптовалютой валютными означает распространение на них целого ряда ограничений. Нарушение валютного законодательства чревато штрафами вплоть до 40% суммы транзакции.
Налогообложение майнинга и операций с цифровыми валютами
Налоговый кодекс устанавливает, что операции по осуществлению майнинга цифровой валюты и операции по реализации цифровой валюты не облагаются налогом на добавленную стоимость. В то же время майнинг, продажа и дарение криптовалюты облагаются налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль у физических и юридических лиц соответственно. Юридические лица и ИП могут использовать при майнинге только общий режим налогообложения.
Доходом при майнинге и дарении (не считая дарения членам семьи и близким родственникам, которое освобождается от налогообложения) считается рыночная котировка цифровой валюты на дату признания дохода, а при реализации — фактическая цена реализации которая не может быть ниже рыночной котировки, уменьшенной на 20
процентов.
При приобретении цифровой валюты ее стоимость определяется исходя из цены приобретения, но не выше рыночной котировки цифровой валюты, увеличенной на 20 процентов. Доход от реализации цифровой валюты можно уменьшить на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы в виде ее стоимости и затрат
на реализацию.
Отношение к операциям с криптовалютой в России
Несмотря на то, что криптовалюта в России признается имуществом и допускается ее купля-продажа и майнинг, а налогообложение криптовалютных операций урегулировано законом, по общему правилу расчеты с ее использованием по-прежнему запрещены и государственные органы относятся к операциям с использованием цифровой валюты настороженно. Об этом можно судить по ряду публикаций и рекомендаций российских государственных органов.
Так, в соответствии с информационным сообщением Росфинмониторинга 2014 года, размещенным на официальном сайте ведомства[5], использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок к сделкам, направленным на легализацию доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Центральный Банк России в 2021 году[6] рекомендовал кредитным организациям оперативно выявлять подозрительные карты и кошельки и применять в случае их выявления противолегализационные меры, а также гарантировать защиту сервисов, с помощью которых осуществляются переводы между картами физических лиц, от их роботизированного использования. Как указано в рекомендациях, они приняты в том числе в связи с широким использованием переводов между картами физических лиц при расчетах в криптовалютных обменниках.
В докладе для общественных консультаций «Криптовалюты: тренды, риски, меры» 2022 года Центральный Банк отмечает, что «распространение криптовалют создает существенные угрозы для благосостояния российских граждан, стабильности финансовой системы и угрозы, связанные с обслуживанием криптовалютами нелегальной деятельности»[7]. Центральный Банк призвал к дискуссии в отношении ряда вопросов законодательного регулирования данных цифровых активов, сформулировав в своем докладе вопросы для консультаций. В частности, предлагается обсудить запрет использования российской инфраструктуры и посредников для операций с криптовалютами.
В своем Письме от 16 марта 2022 г. N 019-12/1796 “О повышении внимания к отдельным операциям клиентов” Банк России рекомендовал кредитным организациям обращать повышенное внимание в том числе на осуществление операций, связанных с цифровой валютой. В случае выявления таких операций кредитным организациям рекомендуется обеспечить повышенное внимание таким операциям клиента, провести углубленную проверку в отношении клиента, рассмотреть вопрос об отказе в совершении операции и о квалификации таких операций в качестве подозрительных.
Настороженное отношение к операциям с цифровой валютой с учетом указанных выше позиций может привести к значительным затруднениям деятельности в данной сфере, даже когда она осуществляется в России в пределах правового поля.
Криптовалютные активности: с чем сталкивается российский резидент
Резидент России, желающий проводить операции с криптовалютами, должен учитывать, прежде всего, положения налогового законодательства. Также значительной проблемой могут стать жесткие требования валютного регулирования, которые распространяются на операции с данными активами в силу их отнесения к валютным.
С точки зрения налогообложения резиденту требуется отчитываться по каждой операции с цифровой валютой. Подобная отчетность не часто представляется в налоговые инспекции, и в отсутствие разъяснений и практики есть риск непринятия расходов к учету. Особенно это актуально при формальных неточностях в документах, отсутствии
прозрачных подтверждений или осуществлении экзотических операций, например, при обмене криптовалюты.
Валютное законодательство, в свою очередь, устанавливает правила производства платежей и во многих случаях запрещает использование иностранных счетов. При переводе же средств в российские банки, резидент может столкнуться с подозрениями в отмывании денежных средств.
Криптовалютные активности: альтернативные подходы в мире
Настороженное отношение к криптовалюте существует не во всех странах мира. В ряде стран деятельность, связанная с цифровыми активами, не носит такого ореола незаконности, какой присутствует, когда мы говорим о России. Например, гонконгские и ирландские регистрационные агенты не будут иметь ничего против, если в качестве планируемой деятельности вновь создаваемой компании будет заявлена работа с криптовалютой.
Такое положение дел делает привлекательной для резидентов России такую опцию, как работа с криптовалютой через иностранную компанию.
Преимущества работы с криптовалютой через иностранную компанию
Работа российского резидента с криптовалютой через иностранную компанию обладает рядом преимуществ в сравнении с ситуацией, когда операции осуществляет сам резидент.
- Отсутствие подозрений в незаконной деятельности со стороны местного регулятора.
Криптовалютный бизнес в тех странах, где деятельность, связанная с цифровой валютой, легитимизирована, автоматически означает отсутствие повышенного и резко настороженного отношения со стороны регулятора и государственных органов. - Необлагаемая налоговая база в размере до 10 миллионов рублей.
Когда в России декларируется контролируемая иностранная компания (КИК), для контролирующего лица сумма прибыли такой компании не учитывается в целях налога на доходы физических лиц (НДФЛ), если не превышает 10 миллионов рублей. Таким образом, когда прибыль КИК ниже данного порога, такая прибыль иностранной
компании, которая занимается деятельностью, связанной с криптовалютой, не облагается НДФЛ у контролирующего лица. Если же операции с криптовалютой осуществляет само физическое лицо, то весь его
доход без каких-либо порогов облагается НДФЛ. - Упрощение налогового декларирования прибыли
Исчезает необходимость отчитываться по каждой операции – по контролируемой иностранной компании в налоговый орган представляется финансовая отчетность иностранной компании (КИК), которая, по общему правилу, не содержит детализации операций, а отражает совокупный результат по всем операциям за финансовый год.
В то же время по операциям с криптовалютой, осуществляемым самим физическим лицом, требуется подсчитывать доход по каждой операции, указывать информацию о ней в декларации и прикладывать подтверждающие документы, чтобы уменьшить налоговую базу, если физическое лицо не хочет платить налог со всей суммы продажи цифровой валюты. - Освобождение от валютного контроля
На операции, осуществляемые контролируемой иностранной компанией, не распространяются требования российского валютного законодательства, что снимает ограничения и позволяет свободно производить любые транзакции.
Таким образом, работа с криптовалютой через иностранную компанию в настоящий момент является актуальным вариантом для российских резидентов. Такая организация работы позволяет не только вести бизнес «в белую», не скрывая специфики своей деятельности, но и гарантирует значительные выгоды с точки зрения налогообложения и простоты осуществления операций.
_____________________
[1]Постановление Правительства РФ от 01.11.2024 N 1466 «Об обязанности лица, осуществляющего майнинг
цифровой валюты (в том числе участника майнинг-пула), по предоставлению информации о получении
цифровой валюты в случае выпуска (получения) цифровой валюты в результате майнинга цифровой
валюты, а также об адресе-идентификаторе, включая адрес-идентификатор майнинг-пула»; (вместе с
«Правилами предоставления лицом, осуществляющим майнинг цифровой валюты (в том числе участником
майнинг-пула), информации о получении цифровой валюты в случае выпуска (получения) цифровой
валюты в результате майнинга цифровой валюты, а также об адресе-идентификаторе, включая адрес-
идентификатор майнинг-пула, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по
контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах»)
[2] Федеральный закон от 31.08.2020 № 259‑ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[3] Федеральный закон от 08.08.2024 N 223-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»;
[4] Письмо ФНС России от 03.10.2016 N ОА-18-17/1027
[5] Информационное сообщение Росфинмониторинга «Об использовании криптовалют» от 06.02.2014
(https://www.fedsfm.ru/news/957)
[6] Методические рекомендации ЦБ РФ «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным
операциям клиентов – физических лиц» (от 06.09.2021 № 16‑МР)
[7] https://www.cbr.ru/Content/Document/File/132241/Consultation_Paper_20012022.pdf
Копирование и дальнейшее использование информации с сайта https://taxhouse.ru/ без письменного согласия администрации сайта запрещено!