25.05.2021

Реестр конечных бенефициаров компаний на Кипре

С момента принятия Пятой Директивы Евросоюза по борьбе с отмыванием денежных средств (5th Anti-money laundering Directive) в 2018 году создание в каждом государстве-члене ЕС публичного реестра конечных бенефициаров компаний стало вопросом времени. К вопросу внедрения реестров конечных бенефициаров мы обращались в своих материалах ранее. Пятая Директива установила обязанность создания публично доступных реестров бенефициарных собственников, внеся изменения в Четвертую Директиву, предусматривающую лишь обязанность вести централизованную базу данных о конечных бенефициарах. 23 февраля 2021 года к числу стран, внедривших в законодательство требования Четвертой и Пятой Директив, присоединяется Кипр. В этот день на Кипре был принят пакет законов 2017-2021 годов, направленный на предотвращение и борьбу с отмыванием денежных средств (Prevention and Suppression of Money Laundering Activities Laws of 2017-2021).
Принятые нормативные акты закрепили обязанность всех кипрских компаний и иных корпоративных образований, а также трастов по предоставлению сведений о конечных бенефициарах в Регистрирующий орган Кипра.

Что будет представлять собой реестр бенефициаров компаний Кипра?

Реестр будет доступен только в электронной форме. Вести реестр будет Регистрирующий орган Кипра.
Сведения о бенефициарах представляются в реестр в электронном виде путем заполнения информации по каждому бенефициару в режиме онлайн. На бумажном носителе данные не подаются.

Кто считается бенефициаром компании?

Бенефициарный владелец (бенефициар) – любое физическое лицо (лица), которое в конечном счёте владеет компанией или контролирует ее и(или) физическое лицо, от имени которого осуществляется транзакция или деятельность и включает по меньшей мере следующее.
Для компаний – это физическое лицо (лица), которое в конечном счёте прямо или косвенно владеет достаточным процентом акций или прав голоса или участия в таком юридическом лице или контролирует их, включая контроль через пакеты акций на предъявителя или через иные средства. Изложенные нормы не касаются компаний, представленных на регулируемых рынках, подпадающих под требования по раскрытию информации в соответствии с правом ЕC или подпадающих под аналогичные международные стандарты, обеспечивающие адекватную прозрачность информации о владении.
Владение акциями в размере 25% плюс одна акция или доля участия более 25% в компании со стороны физического лица является признаком прямого владения. Пакет акций в размере 25% плюс одна акция или более 25% доли участия в компании, принадлежащий юридическому лицу, которое находится под контролем физического лица (лиц), или нескольким юридическим лицам, которые находятся под контролем одного и того же физического лица (лиц), является признаком косвенного владения.
Контроль с помощью других средств может быть определен, среди прочего, в соответствии с критериями статьи 22 (1) — (5) Директивы 2013/34/EU Европейского парламента и Совета.
Контроль с помощью иных средств может включать соглашение акционеров, контроль в силу доминирующего влияния, влияние, осуществляемое через семейные связи или другие виды связи с лицами, принимающими решения, владение оборотными акциями или конвертируемыми акциями, а также право назначать высшее руководство или любые другие способы контроля.

Кто подпадает под требования?

Подотчетные компании включают:

  • компании, учрежденные или зарегистрированные на Кипре,
  • европейские публичные компании с ограниченной ответственностью.

Требования по представлению информации не распространяются на:

  • компании, представленные на регулируемые рынках, которые подпадают под требования по раскрытию информации в соответствии с правом ЕC,
  • компании, директора которых подали заявление на вычеркивание компании из реестра компаний (strike-off) до вступления в силу Директивы Регистрирующего органа, касающейся реестра,
  • компании, которые запустили процедуру ликвидации до вступления в силу Директивы,
  • зарубежные компании (overseas companies) — компании, зарегистрированные за пределами кипра.

Сроки подачи данных и переходный период

С 16 марта 2021 года все действующие компании должны передать в Регистрирующий орган сведения о бенефициарах. На это им дается шесть месяцев, начиная с этой даты. У компаний, зарегистрированных после 16 марта 2021 года, есть тридцать дней с даты регистрации на предоставление данных о каждом бенефициаре.
В течение четырнадцати дней с даты изменения сведений о бенефициаре или утраты бенефициаром статуса информация об этом должна быть передана в Регистрирующий орган.
В период с 1 по 31 декабря каждого года компании должны будут в электронной форме подтверждать список бенефициаров.
На настоящем этапе решение по сбору данных о бенефициарах является временным, что означает, что на данном переходном этапе, который продлится до апреля 2022 года до внедрения финального решения, о котором Регистрирующий орган уведомит отдельно, не применяется ряд норм, касающихся реестра. Это касается положений о ежегодном подтверждении списка бенефициаров, ответственности за предоставление недостоверных данных, доступе к реестру для каких-либо субъектов помимо компетентных органов.

Кто должен представить информацию о бенефициарах?

Подача данных о бенефициарах возможна со стороны должностных лиц компании (физических и юридических лиц) или от самой компании. Оба способа требуют создания и идентификации профиля (учетной записи) в системе «ARIADNI».
Ответственность за представление недостоверной информации о бенефициарах возлагается на подотчетную компанию и ее должностных лиц. В переходный период (до апреля 2020 года) нормы об ответственности не применяются.

Ситуации, когда бенефициара установить не удалось

Если после исчерпания всех возможных средств и при отсутствии оснований для подозрений бенфициар не будет идентифицирован, или если есть какие-либо сомнения в том, что идентифицированное лицо(а) является бенефициарным владельцем(ами), физическое лицо (лица), занимающее должность старшего руководящего должностного лица (лиц), обязанные лица должны вести учет действий, предпринятых для определения бенефициарного владения.

Какие данные о бенефициарах будут передаваться в Регистрирующий орган?

Передаваемые данные о бенефициарах включают следующие сведения:

  • Имя, фамилия, дата рождения, национальность, адрес проживания
  • Характер и степень прямого или косвенного участия каждого бенефициара, включая процент принадлежащих акций, прав голоса, или характер и степень определяющего влияния или контроля со стороны каждого контролирующего лица посредством иных способов
  • Номер документа, удостоверяющего личность, с указанием типа документа и страны выдачи;
  • Даты внесения информации о бенефициарном собственнике в реестр
  • Дата изменения информации о бенефициарном собственнике или дата утраты статуса бенефициарного собственника

Кто будет иметь доступ к реестру бенефициаров?

Реестр согласно законодательству будет публичным. Доступ к реестру будут иметь:

  • Компетентные надзорные органы, органы финансовой разведки, Таможенный Департамент, Налоговый Департамент. Данные органы получат мгновенный и неограниченный доступ к информации бесплатно и без уведомления компании о запросе данных.
  • Обязанные лица, в рамках процедур due diligence и мер по идентификации. Данные лица получат доступ к имени, месяцу и году рождения, национальности и стране постоянного проживания бенефициаров, а также к сведениям о характере и степени их бенефициарного участия. Доступ будет платным.
  • Общественность получит доступ к имени, месяцу и году рождения, национальности и стране постоянного проживания бенефициаров, а также к сведениям о характере и степени бенефициарного участия.Доступ будет платным.

В переходный период доступ к реестру будет предоставлен только компетентным органам.

Содержание страниц сайта нотариально удостоверено.
Копирование и дальнейшее использование информации с сайта https://taxhouse.ru/ без письменного согласия администрации сайта запрещено!