28.02.2014

Контролируемые сделки или сделки Россия-оффшор

В мире существует не так много способов борьбы с оффшорами на уровне конкретного государства. Наиболее распространенные… В принципе можно де-юре (хотя обычно все-таки де-факто) запретить резидентным компаниям совершать платежи на оффшорные компании. Можно закрепить на законодательном уровне четкий список оффшрных зон, при выплате на которые (вне зависимости от характера операций) возникает определенный налог у источника, делающий невыгодным сотрудничество с оффшорными компаниями. Третьей разновидностью борьбы по работе с оффшорами можно считать все активнее обсуждаемый в последние годы в России вариант налогообложения компании (оффшора) по месту нахождения бенефициара такой компании.

Но пока отечественный законодатель идет по другому пути… В России с 2012 года презюмируется, что предприниматель, работающий с оффшорами (из списка стран, утвержденных Минфином в 2007 году), работает словно с подконтрольными ему компаниями. Следовательно на такие операции должны распространяться правила сделок между взаимозависимыми лицами. Такой вывод можно сделать исходя из того, что правила по работе с оффшорными компаниями в налоговом кодексе раскрываются через понятие “контролируемые сделки”, которое является частью Раздела V.1. “Взаимозависимые лица…”

Эти статьи действуют с 2012 года, но только с января 2014 года перестали действовать ограничения по суммам операций, совершаемых с оффшорными компаниями (см.ниже), после превышения которых такие сделки становились Контролируемыми, и только с 2014 налогового года начнут реально «наказывать» за нарушение новых правил. Поэтому мы и решили в своем блоге вернуться к этому вопросу.

На данный момент статьи налогового кодекса предусматривают следующие методы контроля (читай борьбы) операций, совершаемых с оффшорами, впрочем эти правила относятся ко всем видам контролируемых сделок:

  • российская компания, которая вела операции с оффшорными компаниями по требованию налоговой обязана предоставить достаточно подробную документацию относительно конкретной сделки. Правда запросить такую документацию налоговая может не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.
  • помимо этого такая российская компания обязана самостоятельно уведомлять налоговые органы о совершенных контролируемых сделках не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.
  • если цены по проверяемым контрактам с оффшорными компаниями будут отличаться от рыночных и будет установлено занижение сумм налогов, налоговая производит корректировку налоговой базы, а также привлекает к ответственности по ст.129.3. Причем санкция за налоговые периоды 2012-2013 годов не применяется (прим. то есть нарушение есть, а наказания нет… и ведь должно быть объяснение, зачем так было сделано…), за 2014-2016 года штраф – 20% от суммы неуплаченного налога, а с 2017 года – штраф будет 40%, но не менее 30 тыс. рублей.
  • установлен также отдельный штраф за невыполнение обязанностей по уведомлению налоговых органов о контролируемых сделках –штраф 5,000 рублей.

Возвращая читателя блога к самому началу данного поста, полагаем, что читатель может согласиться с мыслью, что применение правила Контролируемых сделок к операциям с оффшорами, пожалуй, является “меньшим злом” из перечисленных вариантов. А современная геополитическая ситуация все-таки складывается таким образом, что какие-то нормы по борьбе с оффшорами практически в каждой стране обязательно должны быть. Просто должны быть, иначе «моветон». Вопрос только один — какой вариант(-ы) использовать.

Хотя даже и такие «щадящие» варианты в совокупности с другими мерами на практике приводят к результату — в современной России операций с оффшорами (по списку Минфина) становится все меньше. НО именно по списку Минфина…

Содержание страниц сайта нотариально удостоверено.
Копирование и дальнейшее использование информации с сайта https://taxhouse.ru/ без письменного согласия администрации сайта запрещено!